Особые экономические зоны в России существуют уже более десяти лет, но до сих пор ни одна из них не может похвастаться эффективным, а главное, работающим на практике механизмом привлечения инвестиций. Драйверами экономического роста в России они не стали, рабочие места так и не создаются, госказна теряет прибыль, отказавшись от определённых налогов в этих зонах, а дороги остаются "убитыми".

Сама идея создания ОЭЗ несёт в себе массу позитивных моментов с точки зрения экономического развития регионов и страны в целом. Но вот не работает пока это в России – и всё. Почему? Да потому что по-прежнему велик риск бюрократического и налогового произвола и серьёзные инвесторы не торопятся рисковать в таких условиях.

Эксперт

 

Эксперт

Ольга Шаяку,  член генерального совета «Деловой России», бизнес-посол «Деловой России» в Ирландии.

Другим инструментом, с помощью которого региональные власти пытаются привлечь иностранных инвесторов, является механизм работы на территориях опережающего развития (ТОР). Механизм предлагает инвесторам систему регистрации бизнеса в «одно окно», защиту от несанкционированных проверок, облегчённый режим привлечения иностранной рабочей силы, наконец, здесь не взимаются ввозные и таможенные пошлины.

В теории создание этакого налогового оазиса в определенном регионе, который предлагает комбинацию стимулов налога-и-тарифа, оптимизированные таможенные процедуры и минимум бюрократии, может послужить реальным толчком для дальнейшего экономического развития. Но сомнения продолжают терзать умы экспертов, и пока остаётся ждать результатов этой действительно масштабной работы правительства.

В связи с этим хочется вернуться к мировой истории появления особых зон. Мало кто помнит, что «первопроходцем» в создании таких зон явилась маленькая европейская страна с населением всего-то в 5 млн человек – Ирландия.

Когда первая свободная экономическая зона была установлена в Шаннонском аэропорту в 1959 году, немногие за пределами Ирландии обратили на это внимание. Зато теперь три четверти стран мира имеют по крайней мере одну такую зону, а всего мир сейчас насчитывает приблизительно 4,3 тыс. ОЭЗ, и это количество всё время увеличивается. Некоторые из них действительно работают и приносят результаты, а некоторые так и остаются некими Франкенштейнами на бумаге всевозможных ведомств.

Поклонники ОЭЗ могут указать на несколько историй успеха таких зон, но ни одна из них не переплюнет зону Китая около Гонконга, которая была установлена в 1980-м и которую теперь называют «чудом Шэньчжэня».

Как известно, китайцы очень хороши в копировании вещей. Копирование идеи и улучшение её составляют 99% инноваций в бизнесе. С этим согласились бы и Стив Джобс, и Майкл О'Лири, и Билл Гейтс, и Уоррен Баффетт. Хоть ирландцы и оказались инноваторами в реализации идеи свободной экономической зоны, довели до ума её именно китайцы.

Каковы же были те уникальные «ирландские уроки», которые так хорошо усвоили китайцы? Доктор Ван Лиминг, директор Института Конфуция UCD в Ирландии, определил основополагающие принципы ОЭЗ в Шанноне:

1. Определите местонахождение подальше от «трона власти». Быстрое развитие ОЭЗ в Шанноне – регионе, находящимся далековато от Дублина, – стало возможным во многом благодаря тому, что у его руководителей была некоторая автономия в принятии решений.

2. Определите местонахождение близко к транспортному узлу. Кроме логистических преимуществ, воздействие иностранной (в данном случае американской) практики деловых отношений (вкупе с большим количеством иностранных туристов и бизнесменов) помогло Шаннону «увидеть капитализм в своей самой энергичной форме».

3. Не только используйте низкие ставки налоговой пошлины и другие средства для привлечения инвестиции, но и лелейте свой внутренний бизнес.

Именно эти принципы, позаимствованные у ирландцев, стали поворотным моментом для экономики Китая, позволив частным инвестициям рекой политься в эту страну и повлечь за собой передачу навыков и технологий.

Свободная экономическая зона Шаннон – это наглядный пример успешного функционирования и грамотного управления СЭЗ. Hаличие свободной экономической зоны повысило инвестиционную привлекательность ирландской экономики. На территории СЭЗ Шаннон были открыты филиалы таких транснациональных корпораций, как Intel, которые специализируются на электронике и информационных технологиях. Это превратило Ирландию в технологического гиганта, помогло стране занять нишу в сфере технологий.

В настоящее время в зоне аэропорта Шаннон производят электрическое оборудование, буровые установки, промышленные алмазы и товары широкого потребления. Только её годовой экспорт превышает 1 млрд долл. Да и сам Шаннон превратился в процветающий город. Впоследствии возникла дочерняя компания Shannon Development, занимавшаяся разработкой проектов в СЭЗ по заказам различных государств (в частности, в Азии, Африке и Латинской Америке).

Ирландские нерезидентные компании активно регистрировались вплоть до 1999 года, когда в рамках гармонизации налогов в ЕС нулевое налогообложение нерезидентных компаний было отменено. Тем не менее, и после 1999 года Ирландия остается привлекательной юрисдикцией для предпринимателей, которым нужна престижная компания в стране-члене ЕС с умеренным режимом налогообложения: с 2003 года ОЭЗ в Шанноне перестала предлагать преференционное налогообложение, но зато общая налоговая ставка по всей стране сейчас составляет всего 12,5%. Это одна из самых низких ставок в ЕС.

Ирландия не кричит о своём экономическом успехе. И хотя эта страна была признана лучшей страной в мире в 2013 году для ведения бизнеса по версии журнала Forbes, мало кто в России знает, например, что Ирландия – самый крупный поставщик говядины в Европе и четвёртый по значимости в мире, что каждый пятый гамбургер в «Макдоналдсах» по всей Европе сделан из ирландской говядины, что в Ирландии производится 10 самых продаваемых лекарственных препаратов мира, что это второй по величине после Германии экспортёр медицинского оборудования в Европе, что половина арендованных воздушных средств мирового авиапарка контролируются из Ирландии, наконец, что в Ирландии осуществляется управление фондами в размере 1,4 трлн евро.

Показатели фондовой индустрии Ирландии растут с каждым годом на протяжении 23 лет за исключением небольшого спада в 2008 году. На сегодняшний день Ирландия является первым центром хедж-фондов в мире и самым быстроразвивающимся центром розничных фондов. За последние 11 лет показатели увеличились до 500%. Ирландия является лидирующим информационным центром для хедж-фондов в мире, управляя 63% европейских и 43% мировых активов хедж-фондов. Также Ирландия является вторым крупнейшим после Люксембурга центром для трансграничного распространения фондов. В этой сфере работает около 13 тыс. специалистов, предоставляющих ряд услуг, например, управление, хранение, аудит, юридическое сопровождение и разрешение налоговых вопросов.

Ирландские инвестиционные фонды не подлежат налогообложению на доход и на прирост капитала. Также не взимается гербовый сбор за перевод денежных средств фонда, кроме этого, существуют исключения от уплаты НДС с услуг, предоставляемых фонду, такие как администрирование и управление услугами. В отличие от Люксембурга здесь не существует ежегодного налога на подписку, осуществляемую в рамках деятельности фонда.

Кроме того, Ирландия подписала большое количество налоговых соглашений с 65 государствами, включая большинство крупных стран Евросоюза, Азии, Ближнего Востока и стран-участниц ОЭСР.

Будучи основанной на принципе открытости, прозрачности и защиты инвестора, ирландская нормативно-правовая база на международном уровне признана одной из самых прагматичных.

Ирландское правительство нацелено на рост показателей фондовой индустрии острова, которая считается ключевым сектором для ирландской экономики.

Не стоит забывать и о великолепном виски и бархатистом черном «Гиннесе», благодаря которым об Ирландии хоть что-то да знают обыватели по всему миру. Ирландская индустрия виски к 2030 году намеревается увеличить мировую долю рынка на 300%, сообщает Ассоциация производителей виски страны. В стране на данный момент работает 26 новых и планирующих скорое открытие вискокурен, а общий годовой экспорт виски теперь оценивается в 300 млн евро, что на 220% больше, чем в 2013 году.

Ho даже в прогрессивной Ирландии сейчас задумываются о реформах в сфере применения особого налогового режима и прочих преференций, и среди экспертов не раз поднималась инициатива использования «виртуальной особой зоны». Что же скрывается за этой концепцией?

Обсуждается новое поколение кластера предприятий, работающих в определенной индустрии. Структура для его модуляризации и действия обеспечены так называемой «виртуальной экономические зоной», которая подразумевает выстраивание некой кластерной цепочки из «сервисной системы», основанной, главным образом, на основе виртуальной инфраструктуры взаимосвязи налоговый и административных органов.

Виртуальные экономические зоны будут обеспечивать работу и условия, требуемые для учреждения таких блоков предприятий, так называемое «новое поколение цифровых предприятий». Эксперты говорят, что развитие таких виртуальных зон позволит Евросоюзу и другим политическим и экономическим интеграторам обеспечить создание более эффективных механизмов-акселераторов экономики, которые можно регулировать на международном уровне, но с учётом национальной специфики региона.

То есть теперь требуется улучшить, довести до ума уже китайскую модель ОЭЗ, которая ранее базировалась на ирландской.

Константин Гурджиев, профессор кафедры финансов Тринити-колледжа в Дублине, говоря о виртуальных экономических зонах, подчеркивает, что при таком раскладе ускоренное распространение европейских стандартов параллельно с российскими ГОСТами поможет усилить уровень качества производства и облегчить производителям выход на международные рынки. Снижение бюрократического контроля за новыми ОЭЗ позволит дать предпринимателям и инвесторам больше свободы и одновременно снизить госзатраты по регулированию ОЭЗ.

Чтобы увеличить рост новых, инновационных предприятий, виртуальные ОЭЗ должны быть открыты для предпринимателей. Льготный вход в ОЭЗ для больших компаний нужно связать непосредственно с минимальным процентом их сотрудничества с малыми и средними предприятиями и/или с минимальным уровнем инвестиций в технологический капитал.

Виртуальные ОЭЗ не будут располагаться в определенном территориальном месте, а могут действовать по всей стране, под эгидой единого регулятора, независимого от местных властей (таким образом, месторасположение «трона власти» всегда будет очень далеко от администрации таких ОЭЗ).

Каким образом влияет месторасположение «трона власти» на эффективность экономических зон? Когда вас регистрируют в качестве участника ТОР на российском Дальнем Востоке, вы начинаете контактировать с администрацией ТОР, больше ни с кем. Идея заключается в том, что человек, который работает, например, в ТОР или в свободном порту Владивосток, не общается ни с какими иными государственными органами. Ему не надо отдельно получать разрешение на строительство, отдельно получать землю, отдельно подключаться к сетям. Самые трудоемкие процедуры за него проходит управляющая компания ТОР. У администрации ТОР и у бизнеса мотивации совпадают: побыстрее открыть бизнес, выдавать продукцию.

В Шанноне при регистрации бизнеса происходило фактически то же самое. Компания Shannon Development (административный орган власти) оказывалa финансовую помощь организациям, желающим вести бизнес в СЭЗ, и помогалa расширить существующие производства на территории свободной зоны тем фирмам, которые уже были зарегистрированы как резиденты СЭЗ. Основным плюсом портовой зоны Шаннон являлся низкий уровень налоговых ставок, действующий на территории свободной зоны, а именно: ставка налога на прибыль в размере 12,5%, относящаяся к торговой прибыли во всех секторах, включая производство товаров и услуг; с января 2009-го предоставлялась 25-процентная льгота по налогу на прибыль в отношении расходов на исследования и разработки; компании-резиденты, которые использовали Шаннон как региональную штаб-квартиру или в качестве основного места деятельности, освобождались от ирландского налога на прирост капитала; НДС в Шанноне был равен нулю. Товары ввозились в Ирландию без его уплаты в пункте въезда.

Влияние административного центра в Дублине и всевозможные бюрократические препятствия, исходящие от такого влияния, были минимизированы. Ирландия – страна маленькая, а что уж говорить о Шанноне: там практичестки все друг друга знают, процветают очень позитивные и неформальные бизнес-отношения. Другими словами, вход на рынок прост и не отягощён бюрократическими препятствиями. Результат описан выше.

Владимир Путин на прошедшем Восточном экономическом форуме призвал не забывать, для чего предназначены ОЭЗ и ТОРы и для чего нужна свобода предпринимательства. Чтобы достичь реального эффекта от инвестиций в таких зонах в России, нужно, прежде всего, освободить приоритетные отрасли и предприятия от традиционной бюрократии. Правящим кругам необходимо заверить рынок инвестиций (равно как и предпринимателей и производителей), что новые ОЭЗ и ТОРы будут защищены от коррупции. Удостовериться, что права инвесторов в этих зонах будут обеспечены на основе стабильного законодательства и системы правоприменения. Hужно пересмотреть существующую практику деловых отношений и начать, наконец, «лелеять свой внутренний бизнес».

Ключевая цель — это новые производства и новые рабочие места. Наверное, ради этого стоит попробовать «довести до ума» ирландскую модель?