Наряду с импортозамещением необходимо уделять внимание развитию несырьевого экспорта российских производителей, и это важно не только для бизнеса. Развитый экспорт продукции высоких переделов повышает значимость и престиж страны на мировых рынках, улучшает ее геополитические позиции. Газ или уголь покупать у другой страны сложно, но возможно. Если же страна продаёт за границу какое-либо оборудование, оно требует обслуживания и запасных частей, что обеспечивает значительную зависимость покупателя от поставщика.

Сергей Колесников

Сергей Колесников

Автор материала, член президиума генерального совета «Деловой России», президент компании «ТехноНИКОЛЬ».

Развитый несырьевой экспорт позволяет повысить устойчивость отечественных компаний. На примере ТехноНИКОЛЬ могу сказать, что именно ориентация на зарубежные рынки в условиях кризиса и сокращения внутреннего спроса позволила нам чувствовать себя вполне уверенно в непростой экономической ситуации.

Ориентация на экспорт помогает развивать современные, высокопроизводительные производства, обеспечивать технологическую модернизацию российской экономики, повышать уровень профессионализма кадров.

Однако еще до недавнего времени наша страна практически не уделяла внимание развитию несырьевого экспорта. Это было хорошо заметно при сравнении с другими странами по объему государственной поддержки экспортеров. В 2012 году Российская Федерация отставала от США и Китая по этому показателю в сотни (!) раз. Всё это негативно сказывалось и на объёме несырьевого экспорта из нашей страны.

Сейчас ситуация начала меняться, и это выражается в разработке и внедрении конкретных мер поддержки экспортёров. На встрече президента РФ Владимира Путина с перспективными инвесторами Дальневосточного федерального округа в рамках ВЭФ в сентябре 2016 года мы поднимали вопрос о необходимости предоставления субсидий на сертификацию продукции российских производителей за рубежом. Девальвация рубля, с одной стороны, предоставила отечественным производителям дополнительные преимущества на экспортных рынках за счёт возможности поставлять продукцию по весьма конкурентоспособным ценам. С другой стороны, привела к резкому росту расходов на необходимую сертификацию, что для многих компаний становилось весьма обременительной статьей расходов. В итоге в конце 2016 года необходимое решение было принято и российские экспортеры начали получать запрашиваемые компенсации.

Но это решение лишь одной давно назревшей проблемы, а их намного больше.

Важным ограничивающим фактором для развития российского несырьевого экспорта является нехватка инфраструктуры, особенно в восточной части нашей страны, – дорог с твердым покрытием, мостов, таможенных переходов. Об этом много говорится, но пока кардинальных улучшений не происходит. Более того, на таможенных переходах на Дальнем Востоке приоритет в движении имеют фуры, перевозящие лес, то есть сырье.

Чтобы ситуация изменилась, необходимо кардинально изменить подход. Развитие несырьевого экспорта должно стать одним из приоритетов государственной экономической политики. О необходимости этого говорят в том числе и различные экономические программы, разрабатываемые экспертным сообществом.

Но, на мой взгляд, это станет возможным только в том случае, если развитие несырьевого экспорта станет одной из важнейших задач, разделяемых всеми министерствами и ведомствами. Важен комплексный подход, включающий в себя широкий спектр мер – финансовую, информационную и административную поддержку, упрощение бюрократических процедур, развитие инфраструктуры, заключение необходимых соглашений на международном уровне и многое другое. Важно, чтобы принятие нужных решений не блокировалось на других уровнях и не перекрывалось бы новыми мерами, направленными на решение сиюминутных задач.

В качестве примера можно привести курьезную ситуацию с импортозамещением. Весной в большинстве регионов дороги закрываются на весеннюю просушку и крупнотоннажные грузовики не могут по ним передвигаться. При этом подобные ограничения не распространяются на международные перевозки. В итоге российские производители перевозить грузы не могут, в то время как иностранные конкуренты в доступе к дорогам не ограничены. И таких ситуаций в практике российского бизнеса предостаточно.

Отечественные предприниматели готовы к диалогу с органами власти, нам важно, чтобы мнение бизнеса было услышано. Подвижки в этом вопросе есть, сейчас нам взаимодействовать с властью стало проще, и продуктивность коммуникаций возросла. Важно, чтобы конструктивную позицию занимали не отдельные министерства и ведомства, а государственный аппарат в целом. Только совместными усилиями мы сможем построить стабильную и диверсифицированную экономическую систему.

Сергей Колесников