Президент России Владимир Путин проводит совещание с членами правительства. На повестке дня - обсуждение антикризисного плана. В последние три дня план активно меняли и переправляли. В результате праивтельство вместо 61 пункта составило 101. Президенту России будут представлены предложения увеличить социальные расходы, дать Белому дому право почти произвольно сокращать другие траты бюджета и создать "банк плохих долгов". По сообщению Минфина, общая стоимость плана составит около 2 трлн рублей.

 

Пунктов больше - идей меньше

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

За три дня содержание антикризисного плана существенно поменялось: пункты прибавились, а некоторые идеи Минэкономики и других ведомств выпали. Как передает Коммерсантъ, главная потеря плана - инициатива по отмене импортного НДС для сырья и комплектующих. Ранее из проекта также выпали связанные с ней идеи ускоренного развития особых экономических зон (ОЭЗ).

Изменился и сам подход к макроэкономической схеме ответа на резкое сокращение нефтяных доходов. Теперь это стимулирование кредитования госсектора и "банк плохих долгов" для безнадежных кредитов корпоративному сектору. Утверждено и выделение 300 млрд рублей из Фонда национального благосостояния ВЭБу на санацию системообразующих предприятий.

Если антикризисный план будет принят без поправок, Белый дом может получить официальное право менять действующий бюджет на 2015 год прямым изменением текстов госпрограмм. Кстати, правом десятипроцентного сокращения лимитов бюджетных ассигнований Минфин уже пользуется (это право дали ему на первое полугодие 2015 года принятые осенью 2014-го поправки в Бюджетный кодекс и соответствующие постановления правительства).

 

Обойдемся без песнионных новаций

 

В раннем варианте антикризисного плана в версии Минэкономразвития РФ предполагалось продление заморозки накопительного компонента пенсионной системы до 2018 года - без трансфертов, замещающих в ПФР взносы на накопительную пенсию. В 2016 году бюджету это бы дало малозначимую сумму экономии 37 млрд рублей, но в 2017 году она выросла бы до 165 млрд рублей, а в 2018-м - и вовсе до 220 млрд рублей.

Минэкономики предлагало вернуться к дискуссии по старым инициативам Минфина: увеличить пенсионный возраст и не выплачивать часть пенсии работающим пенсионерам.

В финальной же версии из антикризисного плана были вычеркнуты все предложения по пенсионным новациям: ни заморозки накопительного компонента, ни повышения пенсионного возраста, ни отказа от выплат части пенсий работающим пенсионерам в итоговом тексте нет. Зато подтверждена идея предоставить Пенсионному фонду дополнительный трансферт в 147,5 млрд рублей на повышение пенсий в случае, если индекс потребительских цен "превысит 6%" — вероятность того, что эти деньги не будут востребованы, близка к нулю.

 

Минфин против

 

У Минфина же к антикризисному плану есть немало замечаний. К примеру, в плане нет обновлений макроэкономического прогноза, нет и анализа проблем и рисков, не определены приоритеты и главные направления поддержки и даже не оценен ожидаемый эффект. 

С учетом выпадающих доходов из-за предлагаемых налоговых послаблений общая стоимость плана составит около 2 трлн рублей, указывает Минфин: не учтены последствия для консолидированного бюджета, нет предложений по оптимизации расходов и увеличению доходной базы, а реализация плана рискует существенно ухудшить бюджетную ситуацию.

Бюджетные потери в размере 2 трлн рублей означают, что придется потратить половину резервного фонда(по состоянию на 1 декабря в нем было 4,4 трлн руб.), подсчитал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: «Это можно делать, только если точно знаешь, что нефть вернется к ценам в $100».

"Минфин затратил огромное количество человеко-часов на комментарии к плану, который с тех пор подвергся серьезной доработке после совещаний, в которых участвовал и Минфин. Гораздо конструктивнее было бы наряду с другими ведомствами принять активное участие в его доработке, в ходе которой можно было бы снять большинство замечаний", - сказал "Ведомостям" замминистра экономического развития Николай Подгузов. К тому же оценка стоимости плана, выполненная Минфином, серьезно завышена, а на этом основывается большинство замечаний, добавляет он.

Впечатлят конкретные решения, а не меры по распределению государственных ресурсов - такой программой настроения рынка не именить, предупреждают эксперты. Но в любом случае ответственность за выход из кризиса будет лежать на плечах правительства.

Марина Староверкина