Что и говорить, мода на неформальный сектор экономики у нас никак не пройдет. На каждом шагу либеральные экономисты внушают честному народу мысль, что без «теневого» сектора государству не обойтись. Неуклонно растет число исследований, множатся теоретические конструкции, позволяющие обелить тех, кто «честно» не платит государству налоги.

Росстат смело включает долю «теневой» экономики в ВВП страны, и теперь она (ну кто бы мог подумать!) серьезно влияет на рост благосостояния миллионов граждан. Госдума принимает мягкие законы, дабы не спугнуть бизнес… Вот и возникает вопрос: стоит ли государству так осторожничать, если казна недобирает миллиарды рублей?

Привычка жить в «тени» возникла еще во времена «развитого социализма», когда на нелегальных и полулегальных рынках – черных, административных, бартерных и иных – можно было купить все что угодно: и батон колбасы, и приговор суда, и диплом доктора наук, и должность министра. Со временем в нашей стране прижились подлоги, приписки, махинации, сговоры, преференции, взяточничество, инсайдерство, манипулирование ценами, фиктивные сделки и другие виды экономических преступлений, которые сопровождают трудовые отношения в так называемом неформальном, а то и откровенно криминальном, «теневом» секторе экономики.

Перекрыть «теневикам» кислород государство пыталось не раз: налоговики разрабатывали программу по «обелению» зарплат, включали телефоны «горячей линии», по которым можно было сообщать о фактах выплат в конверте. Но эксперимент не удался: налоги как уводили, так и продолжают уводить в «тень».

Прежде чем вступить в бой с «тенью», налоговики обычно ждут особого сигнала. Хотя стремление укрыться от налогов шито белыми нитками и их всегда можно распознать уже при первом изучении отчетности фирмы-налогоплательщика.

Разве не вызывают подозрение неправдоподобно низкие заработки, существенная разница между фондом заработной платы и доходами фирмы, непонятное снижение зарплатных историй сотрудников? Но налоговые инспекторы почему-то не всегда обращают на это внимание.

Люди идут работать в неформальный сектор за приличную зарплату в надежде на лучшую жизнь, недооценивая возможных рисков. Поверив хозяину на слово, работник рискует не получить оговоренную сумму при любом конфликте с руководством, лишиться отпускных, оплаты листка нетрудоспособности, социальных гарантий, связанных с сокращением, обучением, рождением ребенка и прочими ситуациями и много чего еще. Кроме того, «черная» зарплата бьет по будущей пенсии. Но об этом думают потом, оказавшись за порогом фирмы.

Нередко неумение отстоять и защитить свои законные права и интересы в суде вынуждает граждан обращаться в различные органы власти с просьбами найти управу на обманувших их работодателей. А чиновники снова направляют их суд.

Новый проект федерального закона «О внесении изменения в статью 357 Трудового кодекса Российской Федерации» предусматривает наделения государственных инспекторов труда правом обращения в суд от имени работников. Для этого предлагается подкорректировать статью 357 Трудового кодекса Российской Федерации.

Если закон примут, то государственные инспекторы труда смогут обращаться в суды с исками о защите трудовых прав граждан, в том числе по таким сложным делам как подмена трудовых отношений гражданско-правовыми, отказ работодателя в заключении трудового договора в письменной форме (наиболее часто встречающиеся нарушения в сфере малого и среднего бизнеса), легализация «теневой» заработной платы.

Принятие закона, расширяющего права инспекторов по труду, связано ещё и с тем, что после конфликта с начальством мало кто решает обратиться в налоговую инспекцию. Работники опасаются, что их самих могут привлечь к ответственности за получение нелегальных заработков.

И опасения эти, прямо скажем, не напрасны. Казалось бы, налоговые платежи из заработной платы удерживает работодатель, являясь налоговым агентом. И он по закону обязан с сумм, выдаваемых на руки, автоматически отчислять государству подоходный налог. Работник же, получая эти деньги от уполномоченного в организации лица, никаких законов не нарушает и не может самостоятельно проверить – заплатил работодатель налоги и прочие отчисления или нет.

В то же время судье при желании ничего не стоит повернуть процесс в обратную сторону. Мол, законодательство обязывает и самих граждан декларировать свои доходы и уплачивать налог на физических лиц (НДФЛ). Так что будьте добры задекларировать полученную в конверте зарплату и заплатить с неё налог государству, но уже не 13 процентов, а гораздо больше.

Максимальное наказание за укрытие реальной зарплаты от налогообложения для физлица – штраф от 200 до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на три года, если налог не уплачен в особо крупном размере – по миллиону в год.

Наивно было бы полагать, что, получив новые полномочия, трудовые инспектора смогут одолеть «теневую» экономику, даже если парламентарии примут новый Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 120 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», ужесточающей наказание работодателя.

Смысл изменений в том, что сегодня должностные лица и индивидуальные предприниматели за нарушение трудового законодательства могут отделаться смехотворными штрафами – от 1 до 5 тысяч рублей, а юридические лица заплатить в казну от 30 до 50 тысяч рублей. Законодатели предлагают эту ответственность ужесточить путем увеличения штрафов. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей штрафы могут вырасти от 3–7 тысяч рублей, а для юридических лиц – до 50–70 тысяч рублей. Кроме того, работа организации может быть вообще приостановлена сроком на 90 дней. А если выяснится, что реальная зарплата не отражалась в бухгалтерском и (или) налоговом учете, либо ее платили без оформления трудового договора, работодателю могут выписать штраф на 20 тысяч рублей.

Даже если сложить все эти суммы, то наказание получается, прямо скажем, невпечатляющим. Вряд ли оно сможет отбить у миллионов работодателей охоту ко всевозможным нарушениям.

Но если удастся доказать, что зарплаты в конвертах не облагаются ни налогами, ни страховыми взносами, то за это с нанимателя могут взять еще и штраф в размере 20–40 процентов от суммы налога. Если же выяснится, что за три года работодатель не выплатил государству больше 2 миллионов рублей, то ему уже грозит уголовная ответственность – до шести лет лишения свободы.

Такое наказание появилось не сегодня, но применяется довольно редко: налоговики нередко предпочитают мирно договариваться с клиентами, отделываясь символическими штрафами.

Как показывает международный опыт, вывести всю «теневую» экономику на свет не удавалось еще никому, но ее масштабы могут быть сокращены за счет «обеления» скрытых операций и трудовых отношений.

Другой вопрос, что при всех мерах ответственности за такие нарушения у бизнеса часто просто нет иного выбора, как только нарушать закон, чтобы избежать неподъемных ставок по страховым взносам во внебюджетные фонды.

По большому счету, бой с «тенью» может быть успешным только в том случае, если правительство начнет более энергично поднимать общероссийское хозяйство, ускорять проведение структурных реформ, снижать налоговый гнет в реальном секторе. Тогда бизнесмены призадумаются: а стоит ли испытывать судьбу, скрывая капитал от налогов. 


Иван Полетаев

Столетие