В сентябре исполняется ровно месяц со дня введения запрета на ввоз в Россию некоторых видов сельхозпродукции из США, стран ЕС, Норвегии, Канады и Австралии. Эксперты во всеуслышание заявляют, что продуктовое эмбарго - это отличная возможность вывести отечественное производство на новый уровень, ведь такой шанс представляется не часто. Между тем, общество опасается роста цен на продукты питания. Опасения не просто взяты с потолка, а продиктованы данными официальной статистики.

Согласно данным Минсельхоза России, с начала 2014 года курятина в среднем по стране подорожала на 19,2%. А после введение санкций, с 19 по 25 августа мясо курицы стало лидером по росту цен. По данным Росстата, цены на данный вид продукции выросли на 1,4%. Свинина подорожала на 0,9%, говядина — на 0,3%. Цены на рыбу выросли на 0,5%. Что касается динамики с начала августа, цены на мясо кур увеличились на 3,6%, на свинину — на 1,7%, говядина подорожала на 0,9%, рыба — на 1%. В связи с этим, возникает вопрос, а будут ли расти цены дальше? Ответ на этот и другие вопросы решили дать специалисты данной области.

10 сентября в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция на тему: «Продуктовый ритейл в условиях санкций: итоги первого месяца».

О ценах

 

Заместитель директора профильного департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Никита Кузнецов пояснил, что Минпромторг осуществляет мониторинг цен на продукты питания. «В более чем 2500 муниципальных образований сейчас ведется мониторинг. Мы не видим очень серьезного роста цен. Повышение цен плодоовощных продуктов имеет сезонный характер, например, немного подорожали огурцы. А вот яблоки напротив, подешевели. По белковой группе: сыр подорожал на 1,4%, масло сливочное – в районе 1,5%», - пояснил Кузнецов.

По словам председателя Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ Александра Борисова, цены на продукты будут повышаться. «Никто не отменял инфляцию, поэтому цены будут расти. Главное – это не допускать спекуляции. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ведет контроль, но и мы вместе с ней должны вести мониторинг. Ведь такие случаи уже есть», - сказал Борисов.
 Напомним, что накануне ФАС возбудила дело в отношении ЗАО «Ставропольский бройлер» из-за резкого роста цен на продукцию предприятия.

Мясо птицы в РФ за две последние недели августа 2014 года, по сообщениям граждан, подорожало на 23%, свинина - на 30%, мясо крупного рогатого скота (КРС) - на 40%, заявили в ФАС России.

Директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков также отметил, что  роста цен не наблюдается. По его словам, это связано с тем, что государство предупредило всех игроков рынка, ведется контроль, а по большому счету сейчас идет сезонное подорожание продуктов.

Нестационарная торговля

 

Говоря о ценах, все познается в сравнении. Сейчас же в большой степени формируется рынок производителя и рынок поставщика. По словам Кузнецова, все это дает уникальный шанс для развития внутреннего производства. Он отметил, что сейчас очень важно – это расширить каналы сбыта, дать развитие всем каналом торговли. «Мы разработали ряд предложений. Среди них: развитие нестационарной торговли, увеличение точек продажи продуктов питания, мобильная торговля, авто кафе, ярморочная торговля», - сказал замдиректора проф. департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка. Все это, по мнению Кузнецова, будет способствовать развитию торговли и созданию новых рабочих мест.

 Мобильные продажи, мобильная торговля

Подход к организации бизнес-процесса работы с торговыми точками, подразумевающий высокую степень автоматизации и активное использование КПК, ТСД, смартфонов, планшетов и аналогичных мобильных устройств. На практике так же часто называют само программно-аппаратное решение для организации мобильной торговли.

Другим важным моментов, по мнению специалистов, является создание современного оптового звена. «Рядом с каждым крупным городом должен функционировать большой оптовой рынок, некий посредник, через которого будет идти продукция в розничную торговлю», - пояснил Кузнецов, добавив, что данные меры помогут создать нормальную конкурентную среду.

По словам Борисова, наряду с предложенными мерами, необходимо  увеличивать долю сетевой торговли и развивать садоводческую программу, создавать теплицы. «Бизнесу нужно будет бегать, а не ходить», - заявил председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТТП РФ.

Так или иначе, простым обывателям к росту цен придется привыкать. Конечно же, причины повышения цен на некоторые продукты действительно могут носить сугубо сезонный характер. Однако есть и другая причина, которая заключаются в переходном периоде после запрета на импорт продукции из ряда европейских стран. А пока правительство в поисках дополнительных рынков предложения, цены на сельхозпродукцию в условиях дефицита будут неминуемо расти. И еще очень большой вопрос, сможет ли отечественный производитель воспользоваться шансом и нарастить собственное производство. Судя по тому, с каким рвением правительство заключает контракты на поставку сельхозпродукции с Китаем, Венесуэлой, Индией и другими странами, ожидать какого-либо роста собственной промышленности, мягко говоря, наивно. По крайней мере, в ближайшее время.

 Алиса Ермакова