Разбираться в этом вопросе начать следует с того, что согласно действующему законодательству, признанием физических лиц несостоятельными занимаются арбитражные суды. Эти госучреждения располагаются по одному в каждом субъекте Российской Федерации. Для кредиторов данный фактор является выигрышным, поскольку арбитражные суды территориально могут быть значительно удалены от места жительства физического лица. С точки зрения объективности и профессионализма это решение законодателя оправданно. Ведь в нашей стране именно арбитражные суды значительную часть своей деятельности посвящают рассмотрению дел о банкротстве юридических лиц, почему бы именно им не заниматься и физическими.

При этом законодатель ввел целый ряд ограничений, достаточно подробно описав условия, при которых можно начать процедуру банкротства. Конкретизация условий, при которых гражданин может быть признан банкротом, обусловлена стремлением уменьшить нагрузку на арбитражные суды. Об этом свидетельствует статистические данные, собранные с момента запуска закона в 2015 году – за этот период было возбуждено 2394 дела о банкротстве физических лиц. Это всего лишь 7% от суммарной численности всех делопроизводств в арбитражных судах по всей стране, касающихся банкротства.

Также в статье 213 закона о банкротстве имеется еще одно ограничение, которое может показаться невыгодным и должникам и их кредиторам. Речь идет о минимальном размере задолженности, позволяющим начать инициировать процедуру банкротства. В настоящее время эта «планка» для физических лиц установлена на уровне 500 тысяч рублей. Думаю, что решение законодателя ограничить минимальный размер задолженности 500 тысячами рублями, не обосновано. Ведь для организаций он гораздо меньше. Компаниям достаточно иметь задолженность всего лишь в 300 тысяч рублей, чтобы кредитор мог подать заявление о признании ее банкротом. На мой взгляд, это не совсем понятно с точки зрения юридической логики, но полностью объясняется все тем же желанием разгрузить суды. Согласно статистике на 1 сентября 2015 года российские граждане были должны коммерческим банкам более 3,3 триллиона рублей, из которых около 25%  – просроченные долги. То есть каждый четвертый из тех, кто взял кредит является потенциальным банкротом. При понижении «планки» минимального размера долговых обязательств количество дел в арбитражных судах возросло бы в десятки, если не в сотни раз.

Что касается тех, чья задолженность оказалась выше 500 тысяч рублей, то при признании их банкротами кредиторам очень часто не удается удовлетворить свои требования. Да, конечно же, имущество должника подлежит реализации для погашения задолженности. Но очень часто его стоимость оказывается гораздо ниже суммы долга, либо продать его оказывается крайне трудно или попросту невозможно. Возместить задолженность за счет зарплаты должника также затруднительно из-за статьи 138 Трудового кодекса, где установлен максимальный размер таких выплат – не более 20% или 50% в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Кроме того, статья 136 ТК дает гражданину право поменять кредитную организацию для получения зарплаты, для чего достаточно письменно уведомить работодателя, либо перейти на ее получение наличными. Для банкрота это прекрасная возможность вовсе не возвращать долги, а для кредитора – дополнительные расходы по их взысканию.

Еще одним минусом новых правил банкротства для кредиторов является то, что начало данной процедуры автоматически означает прекращение удовлетворения их требований по денежным обязательствам, иски по которым были поданы после этого момента. Должник обязан оплачивать лишь текущие платежи – налоги, штрафы и пени по обязательным платежам, административные и уголовные штрафы. Также прекращается действие всех финансовых санкций – неустоек, штрафов и пеней. Единственным исключением являются текущие платежи, которых в силу выше упомянутых причин может не быть вовсе. Кроме того, исполнение всех исполнительных документов по имущественным взысканиям приостанавливается.

Однако самым существенным недостатком новой редакции закона о банкротстве для кредиторов является то, что признанный банкротом гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, если размер денежных средств, вырученных от продажи его имущества, оказался меньше.

Подводя итоги, следует признать, что в личном банкротстве больше заинтересованы должники, чем их кредиторы. Последним данная процедура будет выгодна, если стоимость имущества должника окажется равна или выше их требований, однако в таком случае можно было воздействовать на должника и в рамках законодательства существовавшего и до закона о банкротстве.