Можно прогнозировать, что внешний вектор нового президента Польши Анджея Дуда будет в целом сохранять преемственность. Это вытекает из общих предпосылок внешней политики современного государства, которая базируется, в первую очередь, на геополитических, экономических и идеологических основаниях. Сегодня можно говорить о ситуации ограниченного суверенитета европейских государств, когда они могут проводить внешнюю и внутреннюю политику только в рамках блоковых установок и параметров. Польша находится в зоне американского влияния, является членом ЕС и НАТО. Эффективное позиционирование Варшавы в рамках этих блоков будет являться основной задачей польского президента. Собственно, именно это пытался делать и предыдущий польский президент Бронислав Комаровский. Отличие может состоять в том, что Дуда в силу ряда внешних факторов будет более явно ориентирован на Вашингтон, и менее выражено - на Берлин, чем его предшественник. Но это не так принципиально, учитывая, что в нынешних условиях США надёжно контролируют политические процессы в европейских странах.

Что касается отношений Польши с Россией, то Дуда столкнётся с необходимостью выбора между политикой атлантической солидарности, предполагающей следовать антироссийскому курсу Вашингтона в вопросах экономических санкций, и прагматическими интересами польской экономики, заинтересованной в российском рынке. И верх возьмёт первый фактор, поскольку США при помощи многочисленных инструментов на сегодняшний день осуществляют доминирование в принятии ключевых политических и экономических решений всех европейских государств, в том числе Польши. При этом сама риторика из уст польского президента не будет откровенно враждебной России и формы российско-польского сотрудничества, которые не слишком будут раздражать Вашингтон, могут вполне сохраниться и даже развиваться.

Украинская тема в силу известных геополитических и исторических причин является значимой для любого президента Польши. Польша претендует на то, чтобы оказывать максимальное влияние на Украину. Идея Речи Посполитой от Балтийского до Чёрного моря с доминированием Польши является историческим мифом, который, так или иначе, воспроизводится в определённых культурных и политических средах польского общества. Отсюда и этот известный метафорический образ Варшавы как адвоката Киева в Европе. Украинский кризис даёт шанс польским политикам активно проявить себя на данном направлении. Дуда будет выступать здесь с различными политическими инициативами, реальные цели которых в усилении здесь позиций Польши, опирающейся на поддержку НАТО, ЕС и США. Хотя напрямую в силовой сценарий на Украине поляки, безусловно, вмешиваться не будут. Стоит учитывать, что отношения во все периоды истории между этими соседями были, мягко говоря, непростые. Можно не сомневаться, что Варшава, при всех своих честолюбивых геополитических амбициях, будет очень осмотрительно строить свои отношения с радикально националистическим Киевом.

Значительный интерес представляет внутренняя политика, которая будет проводиться новым польским президентом. Как известно, он представляет социально-консервативную партию «Право и справедливость». Эта партия опирается на людей, близких к Католической церкви, что не характерно как в целом для секулярной либеральной Европы, так и для значительной части нынешнего польского общества. Для программных установок данной партии и тех, кто её поддерживает, близки идеи социальной справедливости, подъём национального самосознания и нравственных идеалов. Как практически это будет реализовываться эти установки, станет ясно после проведения парламентских выборов в октябре текущего года. Если к президентской победе Анджея Дуда добавится парламентский успех на выборах в Сейм и Сенат партии «Право и справедливость», то это даст ресурс президенту и его сторонникам для проведения значительно более самостоятельной внешней и внутренней политики Польши. Это может повлечь за собой значительные противоречия польского руководства с европейскими и заокеанскими нынешними «союзниками», но пока это гипотетическая ситуация.

Отметим, опыт Греции показывает, что приход к власти достаточно радикальной и консолидированной оппозиции приводит за собой серьёзные проблемы для ЕС, поскольку бюрократический механизм этой организации выстроен путём реализации процедуры сложных консенсусов. Политическое и экономическое ослабление ЕС объективно выгодно, прежде всего, США, поскольку создаёт новые возможности для американского доминирования в Европе. Однако всё это не означает, что новый польский президент является управляемой фигурой. Вполне возможно, что сейчас в Польше обозначается тенденция прихода новых политиков, которая в перспективе приведёт к более самостоятельной общеевропейской политике.