По форме правления Турция - смешанная (президентско-парламентская) республика особого типа. Законодательная власть в ней принадлежит парламенту - Великому национальному собранию Турции (ВНСТ).  Это однопалатный парламент, состоящий из 550 депутатов, избираемых всенародным голосованием. В задачу ВНСТ входит не только принятие законов, но и осуществление контроля над деятельностью правительства, решения о начале войны, введении военного или чрезвычайного положения и т.д.

Выборы в парламент Турции проводятся один раз в 4 года. Согласно турецким законам избирательным правом обладают граждане, достигшие 18 лет. Не имеют права голосовать действующие военнослужащие (рядовые и капралы), курсанты высших военных школ, а также заключенные. В нынешних парламентских выборах приняли участие 20 политических партий. Кроме того, по решению Высшей избирательной комиссии, в 2015 г. впервые была дана возможность проголосовать турецким гражданам, проживающим за рубежом. Избирательные участки были созданы в 112 дипмиссиях в 54 странах и проголосовать на них можно было в период с 8 по 31 мая. И этим правом воспользовались около 2 миллионов граждан Турции.

Согласно турецкой конституции от 1982 года и «Закону о выборах» для политических партий применяется избирательный барьер – если они не набрали 10% голосов по стране, то не получают депутатских мандатов, даже если одержали победу в одном или нескольких округах. На парламентских выборах в Турции, которые прошли в 2011 году, правящая Партия справедливости и развития набрала 46,66 процента голосов избирателей. 20,85 процента голосов набрала Народная республиканская партия (CHP), 14,29 процента - Партия национального движения (MHP).

Что касается нынешних выборов, то основными претендентами на то, чтобы преодолеть 10-процентный барьер и получить места в парламенте, являлись четыре партии: правящая умеренно консервативная Партия справедливости и развития, левоцентристская Народно-республиканская партия, националистическая Партия национального действия и прокурдская Народно-демократическая партия. Рассмотрим каждого участника парламентской гонки подробно.

Правящая умеренная исламистская Партия справедливости и развития (ПСР) была создана в 2001 году. Одержала убедительные победы по итогам парламентских выборов 2002, 2007 и 2011 годов, тем самым завоевав себе право на единоличное формирование правительства страны.  Начиная с 2001 года партию бессменно возглавлял Реджеп Тайип Эрдоган (премьер-министр в 2003-2014 гг.). После победы на президентских выборах в августе 2014 г. он, в соответствии с турецкой конституции, покинул пост лидера и  стал беспартийным, а ПСР возглавил премьер-министр Ахмет Давутоглу. Тем не менее, Эрдоган продолжает активно участвовать в политической жизни ПСР и открыто заявляет о намерении в случае ее победы реализовать планы по смене формы правления в стране на президентскую республику.

В тоже время, у экспертов есть сомнения в том, что турецкий президент сможет осуществить этот замысел. Во-первых, президент Эрдоган теряет популярность в своей партии. Во-вторых, прошлогодние президентские выборы сопровождались оглушительными скандалами и разборками внутри партии, расколом правящей политической элиты. В результате чего ПСР потеряла часть своего электората. Что не прибавило популярности Эрдогану.

Свою роль в этом сыграли Соединенные Штаты. Турция претендует на роль регионального и исламского лидера, что вызывает определенное недовольство со стороны США. Они пытаются не допустить заметного влияния того или иного государства на Ближнем Востоке. Более того, в Вашингтоне недовольны самостоятельностью и непредсказуемостью президента Эрдогана, и, естественно, они пытаются заменить его на какую-нибудь более приемлемую для них фигуру. Такой фигурой сейчас  представляется А. Давутоглу. Уже сегодня он начал процесс дистанцирования от Эрдогана.

Кроме того, более 70 нынешних депутатов от ПСР не смогут принять участие в парламентских выборах. Поскольку согласно уставу партии, депутаты не имеют права избираться в парламент более чем на три срока. Среди них такие политические «тяжеловесы», как: вице-премьеры Бюлент Арындж, Башир Аталай и Али Бабаджан, министр юстиции Бекир Боздаг, министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз, глава МИД Мевлют Чавушоглу и др. Это значительно подрывает позиции ПСР.

В отличие от США, Россия, напротив, ориентируется на Эрдогана, поскольку именно при нём российско-турецкие отношения значительно улучшились. Были запущены несколько совместных проектов, а товарооборот между двумя странами одно время составлял около 50 миллиардов долларов.  И несмотря на наличие противоречий по Сирии, по Йемену и ряду других арабских проблем, у президента России В.В. Путина с Эрдоганом сложились нормальные доверительные отношения.

Следующая партия, которая способна преодолеть 10% барьер -  Народно-республиканская партия (НРП) Это одна из самых старейших политических партий Турецкой Республики. Она была основана первым президентом Турции Мустафой Кемалем Ататюрком в 1923 году. И практически до 1946 года была единственной правящей партией. После перехода Турции к многопартийной политической системе, НРП удалось выигрывать выборы в 1950, 1961, 1973 и 1977-м годах. Однако, в дальнейшем, несмотря на неизменное присутствие в политической жизни страны, она потеряла свои позиции на турецком политическом Олимпе. Сегодня НРП, по политическим взглядам представляет собой светское социал-демократическое движение. В своей предвыборной программе она резко критикует ПСР за систематические нарушения прав человека, за невозможность решить курдский вопрос. С 2010 г. лидером НРП является Кемаль Кылычдароглу. На последних выборах (2011 г.) партия получила 135 мест в парламенте.

Еще одной партией является Партия националистического движения (ПНД). Она была основана в 1983 г. как Республиканская консервативная партия, нынешнее название носит с 1993 г. В своих программных задачах она выражает идеи пантюркизма и праворадикальной идеологии иного пути развития Турции, поэтому настороженно относится к перспективе вступления Турции в ЕС. Находится в оппозиции к партии нынешнего президента Турции Эрдогана. На выборах 2011 г. ПНД получила 53 мандата. Лидером партии с 1997 г. является Девлет Бахчели.

Так же по данным социологических опросов, в турецкий парламент может пройти прокурдская Партия демократии народов (ПДН). Созданная в 2012 г. она принимает участие в выборах впервые, на прошлых голосованиях от нее баллотировались независимые кандидаты, которые затем сформировали свою фракцию. По политическим взглядам - это партия левого, социал-демократического толка, которая отказалась от лоббирования исключительно курдских национальных интересов и попыталась объединить вокруг себя различные  небольшие политические группы. Основная задача ПДН на этих выборах «перетянуть» на свою сторону избирателей лево-центристской Народно-республиканской партии.  В своей политической программе она выступает против изменения формы правления, лоббирует право на  использования родного языка, а также призывает к решению курдского вопроса и признание геноцида армян. Ожидается, что за ПДН свои голоса отдадут в основном курдские регионы юго-востока Турции.

Внешнюю поддержку ПНД оказывает Германия, поскольку воспринимает экономический и политический рост  Турции как нарастающую грозу. Немцы ставят задачу-минимум на ближайшую перспективу - провести прокурдскую партию  в парламент и не допустить большинства Партии справедливости и развития, и создать более-менее прогнозируемое коалиционное правительство. Также, лоббирует интересы ПНД крупнейший турецкий медийный холдинг Dogan. И по данным экспертов, Dogan и определенные политические круги Германии очень тесно связаны друг с другом. Среди тех, кто открыто поддержал ПНД также называют Армянский федеративный cоюз Европы.

Как мы видим накануне парламентских выборов, на турецком политическом поле играют несколько крупных игроков: США, Россия и Германия. При этом каждый из них преследует свои собственные цели и интересы. И не случайно, турецкий политолог Хусейн Алтыналан отметил, что в настоящее время на руководство Турции оказывается серьезное давление извне, поэтому итоги выборов спрогнозировать было трудно.

Но сенсации не произошло. Правящая в Турции Партия справедливости и развития победила и на этих выборах. По последним результатам подсчета, за партию Эрдогана отдано 40% голосов. Таким образом, ПСР сможет претендовать на 256 из 550 мест в турецком парламенте. При этом чтобы получить статус правящей и в одиночку сформировать правительство партии нужно занять не менее 276 кресел. Это означает, что, скорее всего, для формирования коалиционного правительства ПСР придется искать компромисс с одной из партий, представленных в парламенте.

Кроме Партии справедливости и развития, в парламент Турции также вошли Народно-республиканская партия (НРП), получившая 133 мест (25%), и Партия националистического движения (ПНД) — 83 места (16,5%). В парламент прошла прокурдская Партия демократии народов. Собрав 12,9 % голосов, она сможет претендовать на 78 мест в парламенте. Если итоги существенно не изменятся, то ПСР потеряет абсолютное большинство в парламенте и не сможет изменить Конституцию и расширить полномочия президента Эрдогана, и тогда ей, возможно, придется формировать коалиционное правительство. Это выгодно премьеру Турции А. Давутоглу, так как он может потеснить  президента Эрдогана  на политическом пространстве Турции. Поскольку именно в руках премьера находятся рычаги власти, в то время как президент обладает скорее представительскими функциями.

В целом,  пока еще бессмысленно делать какие-либо прогнозы. Выборы только закончились и основные битвы на политическом пространстве Турции еще впереди. Борьба не окончена, она только разгорается. Период относительной политической стабильности в Турции подошел к концу.