Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян и член генсовета «Деловой России», Александр Гульченко рассказали о необоснованных тарифах на страхование, с которыми российский бизнес сталкивается при авиаперелетах.

По оценке РБК, российский рынок делового туризма составляет 612 млрд рублей. Существенная часть этой суммы приходится на оплату авиаперелетов, где бизнесу приходится переплачивать. Причем, речь идет не об оплате услуг авиакомпаний, а о том, что вместе с авиабилетами приходится покупать страховку пассажира, не имея какого-либо выбора.

«Деловая Россия» объединяет компании, в которых трудится в общей сложности около 1 млн человек. Ежегодные командировочные расходы этих компаний исчисляются в миллиардах рублей в год и среди них особо выделяются затраты на различные виды страхования. «Деловая Россия» приступила к комплексному исследованию рынка страховых услуг в интересах именно клиентов страховых компаний, эту работу в перспективе будет координировать один из заместителей председателя Комитета по финансовым услугам. Цель этой работы – понять, как расходы на различные виды страхования влияют на финансовые результаты предприятий, входящих в «Деловую Россию».

Наряду с  прямыми расходами, связанными с обязательными и добровольными формами страхования, в исследовании будут учтены также косвенные расходы, в том числе относящиеся к категории командировочных расходов. В рамках проводимого исследования уже направлены обращения о консультациях главам крупнейших авиакомпаний РФ –  «Аэрофлот», «S7», «Победу», «Уральские авиалинии», «Nordwind Airlines», «Ред Вингс» и другие. Мы рассчитываем выстроить с авиакомпаниями рабочее взаимодействие для обсуждения потребностей предприятий и граждан России в страховании и определения новых стандартов и подходов в этой сфере.

В частности, анализ условий страхования пассажиров ведущих российских авиакомпаний  выявил: отсутствие возможности выбрать страховую компанию при оформлении и покупке авиабилетов, невозможность выбрать лимиты и варианты страхового покрытия, завышенные размеры страховых премий и непрозрачное ценообразование при оформлении страхового полиса на сайтах авиакомпаний. Также далеко не всегда есть возможность отказаться от покупки «добровольного» полиса страхования.

Очевидно, что сложившаяся практика покупки клиентом страховых продуктов в сфере пассажирских авиаперевозок - технологически устаревшая и не способствует конкуренции. Из-за сформированной практики продаж, бронирования и хранения информации при приобретении авиабилетов, покупатель, несущий расходы, не может при этом выбрать страховщика, цену и продукт, а IT-решения и практика перевозчика часто  выстроены таким образом, что данное страхование фактически навязывается и экономически необоснованно.

Мы считаем, что система требует значительной трансформации в сторону создания информативной, интуитивно понятной, гибкой системы, готовой адаптироваться к новым требованиям. Мы считаем возможным внедрение в сфере страхования авиапассажиров IT-агрегаторов, как это сделано на других рынках, например на рынке услуг такси.

Это позволит предприятиям выбирать не только авиакомпанию, но и страховщика в зависимости от имеющегося бюджета, а также лимит покрытия и цену. Это позволит дать клиенту полный спектр услуг по приобретению страховых продуктов, урегулированию убытков и преодолеть барьер боязни и непонимания в страховании.