Арктика сегодня уже стала в определенном смысле яблоком раздора между Западом и Россией. Вот почему в основе усиления присутствия России в Арктике лежат угрозы, которые в основном формируют страны западного мира вокруг экономически выгодных российских арктических районов. Российское государство на угрозы адекватно реагирует наращиванием своего военного потенциала в этом регионе. Обоюдное развитие военного потенциала на арктическом шельфе уже является значимой составляющей противостояния Запада и России.

Первая угроза - создаваемая США система противоракетной обороны (ПРО) в регионах, прилегающих к Арктике. Для американских противоракет в Норвегии, в 60 км от границы с Россией, размещена радиолокационная станция (РЛС) Globus II. Восточный сектор российской части Арктики эффективно контролирует американская РЛС системы ПРО морского базирования SBX, расположенная на Дальнем Востоке. Всю траекторию полета российских баллистических ракет отслеживают американские РЛС Globus II и SBX. Арктика – это единственное место где американские мобильные средства перехвата могут создать реальную угрозу российскому «ядерному щиту». Россия не может допустить блокирования своих арктических районов и стремится их прикрыть военным зонтиком.

Вторая угроза -  это огромные запасы нефти и газа, содержащихся в российской части Арктики. Страны западного мира стремятся вытеснить Россию из этих районов своей военной активностью. Например, НАТО регулярно организует отработку боевых задач на Северо-Западном театре военных действий, в том числе по контролю над разрабатываемыми месторождениями углеводородов. В Северной Норвегии регулярно проводятся учения в том числе и для устрашения России. Естественно, что и Россия одну из двух арктических мотострелковых бригад размещает именно на Ямале, где уже сейчас добывается львиная доля российского природного газа, чтобы защитить свои экономически привлекательные районы от чужих посягательств.

Третья угроза - связана с транспортным сообщением в Арктике. Довольно быстрое таяние арктических льдов открывает путь через Северный ледовитый океан не только для военных кораблей, но и для гражданских судов. КНР уже к 2025 году планирует перевести на Северный морской путь, который проходит вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана - кратчайшую морскую дорогу между Европой и Азией. По этому пути Китай намерен перебрасывать до 15% своего гигантского внешнеторгового оборота. Объем транспортных доставок составляет около десятки миллионов тонн грузов и миллиарды долларов. Неудивительно, что Китай уже сейчас начал выторговывать у России режим «наибольшего благоприятствования» для движения своих судов по СМП, а США и его европейские союзники - заявлять о том, что движение по Севморпути должно осуществляться под неким «международным контролем». При этом, позиция нашей страны неизменна - движение гражданских судов и военных кораблей по Северному морскому пути должно осуществляться в рамках национального законодательства и при полном и безусловном контроле со стороны России. Чтобы это требование выполнялось, России нужны соответствующие средства убеждения и военного принуждения. С чем порой не согласны западные страны.

Таким образом, мы прекрасно понимаем, что противостояние Запада и России уже перемещается в Арктику. Слава Богу, что пока там нет активных столкновений, как на Украине и это в значительной степени характеризует противостояние как мирный процесс военного соперничества. Но не следует забывать об американских технологиях развертывания военных конфликтов, которые мгновенно обострят ситуацию в регионе между противоборствующими сторонами и привлекут внимание мирового сообщества.