«… разделяй и властвуй! »   Юлий Цезар

«… чем больше ложь, тем скорее в нее поверят»   Й. Геббельс

 «… потрясения, которые испытало население…, стали орудием отрицательной селекции,   убивающей лучшие элементы населения и  оставляющей жить и плодиться «худшие»  П. Сорокин

 «… и раб, уставший от свободы, возропщет, требуя цепей...»   М. Волошин

 

А что принципиально поменялось-то в наше время?!  Законы мироздания – те же, законы жизни и выживания зверя под названием «человек» - непреходящи в веках, как мы снова видим, наблюдая на экране пустые полки в магазинах, зачатки мародерства и предпосылки «голодных бунтов» на «проклятом  загнивающем Западе». Технологии захвата и удержания власти – те же, что и в прежние времена, по праву сильного. Просто раньше сила измерялась длиной копья и мощью мускулов, а теперь – ракетами, деньгами и информационными ресурсами. А закон «отрицательной селекции» русского социолога Питирима Сорокина работает в полную силу, пропуская во  власть лишь людей определенного сорта, с определенными личностными и деловыми качествами… Особенно результаты этой отрицательной селекции заметны в «моменты истины» - в тяжелых кризисных ситуациях масштаба страны и мира. Когда власть имущие, в основном умеющие только воровать, отнимать, запрещать и сохранять себя у власти, обстоятельствами вынуждены принимать важные управленческие решения, действительно влияющие на жизнь простых ( и не очень  простых)  людей.

  А простой человек в кризис ( война, разруха, голод и т.д.) также как и в стародавние времена, делает продуктовые и другие запасы, укрепляет и защищает жилище, покупает и приводит в состояние готовности оружие. И питается онлайн- и офлайн-слухами. При этом всякая  гламурно-социальная надстройка, политес и другие ненужные церемонии – летят к черту.  Так  было в России в начале  и середине 90-х, так было в США в конце 70-х, во время бензинового кризиса, когда вежливые, доброжелательные американцы убивали друг друга в очередях на бензоколонках… ну и тому подобное.

  А что нового теперь, по сравнению с 70-ми и 90-ми? Без сомнения, уровень информатизации общества, причем независимо от социальных слоев и достатка. Все знают все, и притом из всех возможных информационных источников. Развитие IT – систем  – это и благо, и огромное зло, причем даже в «мирной» жизни. Ученым-социологам, врачам-психиатрам и психологам, специализирующимся на информационной зависимости своих пациентов, еще предстоит разобраться в феномене влияния IT на нашу жизнь. На уровень тревожности, на скорость формирования у масс ажиотажного спроса на те или иные товары и услуги, на степень манипулирования общественным мнением, на  способность глобальных информационных систем внушать человечеству ужас и счастье, панику и безмятежность.

    Давайте представим, в порядке мысленного эксперимента:  если вдруг заменить во всех СМИ понятие «COVID-19» на понятие ( да простят меня медики!), ну хотя бы «новая туберкулезная инфекция, НТИ-2020»,  и всю статистику по заболеваемости и смертности от него, согласно истине, увеличить в 12-15 раз ( по-другому распределятся лишь цифры в странах Европы и Азии) – то это ведь тоже будет правда, как и статистика с коронавирусом. Представьте себе, что все СМИ теперь акцентируют внимание публики  только на туберкулезе, обозвав его «НТИ-2020»:

  «- Сегодня заразилось столько-то,  умерло столько-то. Правительства  вводят жесткие меры. Морги переполнены. Жизненно важных ресурсов не хватает… Чрезвычайное положение… Карантин… Катастрофа…» 

  Уверяю вас, картина получится ужасающая. Даже по сравнению с той, что рисуют нам СМИ сейчас по COVID-19. Но ведь, если говорить про цифры по туберкулезу, это была бы правда!..  Ежедневная, ежегодная правда, просто на ней в реальности не делается акцентов в СМИ. И подобная, но на порядок менее ужасающая картина по короновирусу  – это виртуальная категория, существующая на электронных носителях и – главное – в человеческих головах! И здесь на первое место выходит новый бренд – бренд «коронавирус»!

  Туберкулез – известен давно, тысячу лет на слуху, он в богатых странах вроде как  побежден, он много веков с нами, как и грипп. Приелось. Помните анекдот: « - От чего умер ваш сосед? – От гриппа! – Ах, от гриппа?.. Ну, это ерунда, не страшно!..» Поэтому грипп и туберкулез – на бренд не тянут…

  Точно так же не тянут на бренд «птичий грипп» и «свиной грипп», несолидно.  С большим трудом с точки зрения брендинга можно было бы раскрутить «атипичную пневмонию» и «вирус Эбола». Как мы помним из истории, тоже не особо сработало, паники мирового масштаба не получилось. Да и уровень информатизации был в те годы  ниже.

  А тут – КОРОНАВИРУС! За версту от слова веет величием и сакральностью.  Подсознание сразу понимает, что этот вирус – главный в мире. Вы, если вы не врач-вирусолог, полгода назад слышали что-нибудь о короновирусе?! Я вот лично – нет. И вот он пришел, великий, ужасный и непонятный. И неизученный. И шествует по планете, как рок, как расплата за грехи, сея ужас и панику, от верхов и до низов…

 Идеальный бренд для «идеального шторма»!

  Ага, скажете вы, и этот про мировой заговор! Да, я про него. Но не про то, что вы подумали. Мировой заговор, по-моему, есть. Вот только сгенерирован он,  управляется и развивается не каким-то там «мировым правительством» или «тайным советом олигархов» или «мировой мафией». И вообще, так сказать, не людьми. Все люди  – от арабских нефтяных шейхов до австралийских фермеров – лишь питательная среда. Страх и жадность – их основные движущие силы. Кто же автор мирового заговора?...

  IT. Это они, информационные технологии, создали  бренд КОРОНАВИРУС и вывели его на уровень мирового психоза и поклонения. Не люди. СЕТИ.  ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ.  КОМПЬЮТЕРЫ. Человек послужил  запускателем и продолжает быть питательной средой  этого модного нового бренда, величественного и притягательного для людских умов. Красивое слово. Эффектная картинка – портрет Его Величества Вируса. Неизученность. Ну икидаем мы в топку этого бренда все новые и новые информационные, человеческие и денежные ресурсы. Так же, как при раскрутке других мировых брендов.  Вот и весь мир стоит на ушах, а тут еще эта нефть рухнула некстати (вот это уже человеческий фактор на 100%).

  Как когда-то один журналист сказал мне: « - Невозможно или очень трудно продать новость о том, что все хорошо. Но агентства у меня с удовольствием покупают плохие новости – об убийствах, кризисах, катастрофах. Мортидо – forever!»

  Продавцы плохих новостей преуспели с COVID-19. Плохие новости важнее для публики, чем сухие объективные цифры, мнение специалистов, уроки истории, реальность, бьющая в глаза. Тем более, что глаза  уперлись  в телефоны и гаджеты. В этом царстве зомби и сомнамбул главный генератор, усилитель и продавец плохих новостей про КОРОНАВИРУС – это IT. «Matrix has You!».

 Мир поражен ИНФО-ПАНДЕМИЕЙ. Миром вертит IT. Не правит, а именно вертит, создавая управленческий хаос, усугубляя финансовый, да и политический кризис.  Это факт, подтвержденный массой известных обстоятельств. Поэтому задавать вопрос «- Is fecit cui prodest?» (кому выгодно ) – не то чтобы бессмысленно, но, похоже, бесполезно.

  Людям – нам всем – объективно невыгодно.  Политикам – потому что в наступившем «моменте истины» страдает их авторитет так как общество видит низкую эффективность принимаемых  властью решений. Бизнесменам – в 90% случаев тоже плохо: банкротства, форс-мажоры, массовые увольнения, разрыв контрактов больно бьют по все отраслям  ( за очень относительным исключением продуктовых сетей, телекоммуникационных и смежных с ними отраслей, IT и некоторых других ). Простые люди, которых большинство в любой стране, живущие от зарплаты до зарплаты, закредитованные и не имеющие сбережений не знают, на что жить дальше. И так обстоят дела по всему миру, от Китая и России до Америки.    

  И все-таки – кому выгодно раскручивать мировой бренд «COVID-19»?! Выгодно – СИСТЕМЕ. Системе IT, системе телекоммуникаций, системе информационного тоталитаризма, вирус которого поразил Землю. Система пожирает сама себя и все вокруг – деньги, людей, ресурсы. И, пожирая, развивается, усугубляет разруху в головах. Зомбирует народ, усиливает подобную наркомании информационную зависимость, внушаемость, управляемость людей, компаний, холдингов, стран. Правительств, а через них – и силовых структур. Мир серьезно болен информационной зависимостью. И ситуация с КОРОНАВИРУСОМ – прямое тому подтверждение, яркий, типичный симптом этой болезни.

   Я, как эксперт по антикризисному управлению, хорошо понимаю, что Система IT, питаясь этой  болезненной тягой людей к новой информации  может устроить ажиотаж мирового уровня практически на чем угодно , лишь бы это новое понятие было звучным, волнующим умы своей новизной, неизученностью, то есть, было бы, так сказать «брендируемым» и «кликабельным», пусть и в отрицательном смысле.  А дальше - политики, олигархи, СМИ, а за ними простой народ подхватят новый тренд и подольют масла в огонь, подкинут  топлива Системе. Люди любят быть рабами IT. Им так комфортнее и по-другому они уже не могут…

  Как бороться с этой пандемией? Не знаю. Что делать? Думать, прежде всего. Думать головой. Своей, а не компьютерной. Уметь отключаться от интернета. Вспомнить, что мы – люди разумные, а не зомбированные болванчики в Системе IT и рабы ее. Думать, чтобы осознать реальность. Понять, чем мы  больны, чем болен мир. Наркоман и алкоголик могут надеяться на избавление от зависимости только тогда, когда они понимают, что больны и им необходимо лечение.

   Вспомнить  обо всем  этом должны все – от кухарки до премьер-министра. Но премьер-министр и другие руководители  должны еще и излечиться от вируса власти. Что это – «вирус власти»? Это привычка на все и на всех смотреть сверху. Это привычка вести монолог, а не диалог с подчиненными. А еще это – стремление отчитаться о проделанной работе. При этом – отчет о деле важнее самого дела.  Поражает вирус власти практически всех, кто во власть попадает. Даже тех, кто пробился вопреки закону «отрицательной селекции». Даже продвинутых технократов и выходцев из бизнеса. Огонь и воду пройти легче, чем испытание властью.

 Но изучать задачу надо не только сверху, а со всех сторон – сбоку, снизу, а еще и изнутри… А для этого необходимо монолог заменить диалогом, обеспечить обратную связь.  А отчет власти о проделанной ею  работе должен быть, прежде всего, инструментом ее самоконтроля, а не хорошей миной при плохой игре, не липовыми «мерами по обеспечению дальнейшего устойчивого развития экономики», а  программой немедленного адресного спасения терпящего бедствие бизнеса.

  Только в этом случае возможно принять адекватные решения и эффективно исполнить их. Бороться с пандемией кризиса вирусом власти – конечно, забавно, но бесполезно. Да и надо ли вообще бороться?...    

  Говорящие головы с экранов нам говорят: этот кризис надо переждать, пересидеть – пандемия утихнет, ОПЕК+ соберется и сильные мира сего все решат. Нефть вырастет. Государство поддержит бизнес. И через полгода жизнь наладится, все будет как раньше.

   Все может быть. Нельзя же вообще ни во что не верить. Но… «что-то сосало мое сердце» (с) М.А. Булгаков. Почему-то мне кажется, что тот, кто будет пережидать кризис дома, не работая, весьма скоро окажется у разбитого корыта, «обнулится». И «как раньше» не будет, включаем память.

 Когда  дал почитать черновик этой статьи знакомым, они сказали: все смешал в одну кучу – политику, экономику, IT, COVID-19, нефть. Верно. Смешал. Но не я, а пандемия кризиса и вирус власти. Статья - лишь попытка проанализировать эти явления.

  По сложившейся традиции, в каждой антикризисной статье концовка должна быть оптимистичной и внушающей надежду – мол, надо делать то-то и то-то, и тогда получится хорошо.  Здесь такой концовки не будет. Надо думать. Много. Вирус власти убивает во властителях ответственность за то, чем они призваны управлять. А ответственность очень нужна. Так же, как  способность думать и принимать решения.