В 2018 году в области таможенного администрирования в России произошли два события которые будут определять конфигурацию таможенного контроля на ближайшие десятилетия. Я имею в виду вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС и новой версии «Закона о таможенном регулировании». И надо быть готовым к тому, что эта конфигурация радикально измениться. Процесс трансформации запущен и идет достаточно активно, просто сейчас мы всех изменений еще не видим. По нашим прогнозам примерно к 2020-21 году окончательно сформируется совершенно новая система таможенного оформления. То, к чему все привыкли и то, что мы видели с 1992 года безвозвратно уйдет в прошлое.


 

Концептуально, эти два закона задали три основных тренда:

-  это сокращение сроков таможенного оформления,

-   это приоритет электронных технологий над бумажными

- и это высокий уровень детализации многих технических вопросов, которые раньше были либо не регламентированы, либо эта регламентация была разбросана по многим подзаконным актам.

В дополнении к этим трендам в 2018 году началось изменение организационной структуры таможенных органов. В 2017 году было принято принципиальное решение о том, что по всей стране мест таможенного оформления будет только 16. Это 9 региональных центров таможенного оформления и 7 региональных электронных таможен. То есть от более чем трехсот таможенных постов в которых сейчас можно провести таможенное оформление, останется только 16. Полностью поменяется система взаимодействия таможенных органов между собой. Все таможенные органы принципиально разделятся на два вида: таможни и посты фактического контроля, места фактического нахождения товаров, а также  электронные таможни или центры электронного декларирования, места, где товары будут оформляться. Принципиальная разница между электронной таможней и центром электронного декларирования, в том, что там будут оформляться разные товары по таможенному режиму и по виду транспорта в котором товар поступил.

То есть в центре электронного декларирования (ЦЭД) будет оформляться в основном импорт-экспорт, и они будут делиться по виду транспорта, например Балтийский центр будет оформлять все грузы которые поступают в Россию в акватории Балтийского моря, то есть это нынешние Выборгская таможня, Балтийская таможня, Кингисепская таможня. Владивостокский ЦЭД - это все грузы, которые поступают морским транспортом  в Тихоокеанском регионе: от самого южного порта Владивосток до порта Магадан. Все грузы приходящие в эти места морем будут оформляться в Владивостокском ЦЭДе.

Соответственно будут региональные ЦЭДы: Калининградский ЦЭД, Московская областная таможня, отдельные ЦЭДы - акцизный, энергетический и авиационный. Соответственно, все грузы приходящие в Московский электронный узел, будут оформляться в авиационном ЦЭДе. А в электронных таможнях будут оформляться грузы, которые приходят другими видами транспорта и которые имеют какой-то особый таможенный режим — это временный ввоз, переработка, импорт, экспорт и т.д.

Какие проблемы в связи с этим возникнут мы пока еще точно не знаем, потому что эта структура и эти все коммуникации предполагают, что все общение с таможней происходит в электронном виде. Сейчас это происходит в рамках таможенного оформления и в рамках чистого импорт-экспорта. Если чуть-чуть отойти в сторону, то все еще много бумажных взаимодействий. Мы как-то насчитали их больше 20. Сейчас ФТС активно переводит взаимодействие на электронную основу, но пока окончательного результата нет, поэтому, вероятнее всего, какие-то проблемы с документооборотом и с обратной связью еще будут. И как это будет в случае, если груз находится в Магадане, а декларация оформляется во Владивостоке, мы пока не знаем.

Кроме того, сейчас внутри таможни назревает такая идея, что между этими таможенными органами будет автоматическая диспетчеризация деклараций. Это значит, что вы подаете декларацию в конкретный таможенный орган, либо просто кидаете ее на портал ФТС, а оттуда она поступает в любой таможенный орган по какому-то своему внутреннему алгоритму.

Цель у всех этих изменений - к 2020 году достичь показателей 80% на 80%. 80% деклараций подается участниками ВЭД находящимися в зеленом секторе и 80% от этих деклараций выпускаются автоматически. В итоге, 64% деклараций к концу 2020 года (это по импорту, по экспорту там должно быть 100 на 100) должны выпускаться в автоматическом режиме. Это полностью поменяет конфигурацию таможенного оформления. Это уже сейчас приводит к тому, что количество инспекторов в отделах оформления сокращается, сроки сокращаются, требования к документам и к информации сокращаются. В этой части бизнес ожидает очень светлое и счастливое будущее.

Но, не все так просто. Как правило, инспекторов из таможни не увольняют. Их переводят в другое подразделение. И насколько упрощается контроль на этапе таможенного оформления и ввоза, настолько контроль усиливается на этапе таможенного контроля после выпуска товара. По результатам 9 месяцев 2018 года, в рамках контроля после выпуска товара было до начислено 15 млрд руб. За тот же период, по результатам дополнительных проверок, которые были назначены таможней, в ходе таможенного оформления при ввозе до начислено только 5 млрд руб. Уже сейчас соотношение результативности таможенного контроля один к трем в пользу контроля после выпуска. И это в условиях, когда подразделения по таможенному контролю после выпуска еще не развернуты в полном объеме. Сейчас в ФТС активно формируется и утверждается штатное расписание и формируется новая структура этих подразделений. Формально она есть, но она будет увеличена кратно, минимум от 3 до 5 раз.

В качестве примера могу сказать, что до реорганизации на Санкт-Петербургской таможне был отдел контроля после выпуска товаров штатной численностью примерно 20 человек. Сейчас утверждено штатное расписание службы со штатной численностью более 60 человек. Но сейчас вакансии еще не заполнены, хотя структура уже развертывается. Соответственно, когда структура развернется, соотношение эффективности контроля после выпуска к контролю в ходе таможенного оформления будет уже не 1 к 3, а 1 к 6, а может даже и 1 к 10. Может показаться, что при перестановке факта контроля с момента ввоза на более поздний срок  ничего не изменилось: нас раньше проверяли при ввозе, а сейчас будут проверять после ввоза. Однако в результате такой перестановки есть принципиальное отличие — при ввозе проверяющий инспектор таможни был ограничен сроками оформления декларации и тем фактом, что груз не мог простаивать на складе временного хранения долгое время. А времени на таможенную проверку после выпуска у инспектора намного больше. За это время он может получить данные из налоговой службы, от банка, от своих коллег из-за границы, даже от поставщика или перевозчика товара. Всю эту информацию таможня может использовать для изменения решения по выпуску товара в свободное обращение: доначислить таможенные платежи,  отменить решение по техническому регулированию и потребовать изъять товар из оборота,  признать товар контрафактным и потребовать его уничтожения. И на все эти операции у таможни есть 3 года с даты выпуска декларации, и это - самое существенное ограничение в таможенном контроле после выпуска. Причем, в эти 3 года надо не провести проверку, надо только ее начать.

Поэтому я убежден, что где-то через 2-3 года, конфигурация таможенного контроля полностью изменится. Сейчас для участников ВЭД основной этап - это ввести и оформить товар. Когда новая конфигурация реализуется, основной проблемой будет выдержать проверку после ввоза. Я убежден, что их не будет много. Но проверять будут точно и тщательно. Не думаю, что таможня откажется от существующих у нее планов доначисления. Тем более, что эти планы каждый год только возрастают.

Уже сейчас в части этих проверок есть значительные изменения. Если раньше таможня делала упор на контроль таможенной стоимости, основные доначисления были именно по этому направлению, то сейчас на первый план выходят проблемы с классификацией товара. У нас сейчас в работе минимум 3-4 суда, где мы по нашим декларациям, судимся с таможней именно по классификации и ни одного нет по таможенной стоимости. По таможенной стоимости в основном все решается в процессе дополнительной проверки — условная оценка, предоставление документов, в крайнем случае частичная выдача сметы, частичный возврат. По классификации нужно относится очень ответственно, как к заявлению кода, так и к проведению проверки.

Приведу один из этих кейсов, по которому мы судимся. Вышло так, что по нашей декларации таможня начала проверку и послала клиенту невинное письмо. Клиент особо не озадачился, компания большая. Письмо дошло до инженера, там был технический вопрос, и инженер как этот вопрос понял, так на него и ответил. В результате больше года идет судебное разбирательство и таможня доначислила 5-10 млн руб. Вот какой может стать цена не вдумчивого ответа.

Другое направление, которое будет увеличивать свою значимость, - это сертификация товаров. У нас появилось обязательное требование по декларированию образцов, по обязательному предоставлению копий протоколов испытаний. Сейчас таможня вместе с органами Росаккредитации еще находятся на этапе накопления массива информации. Пока массив этой информации не достиг определенного уровня контроль правильности сертификации товаров проходит только эпизодичеси. Однако впереди нас ожидает технология сплошного контроля: декларирование образцов товара при их ввозе, испытание этих образцов на соответствие требованиям технических регламентов, оформление необходимых сертифицирующих документов (декларация или  сертификат соответствия), ввоз самого товара по этим документам.  Если будет доначисление таможенной стоимости по классификации,  проблема только в деньгах - либо судиться, либо заплатить. А вот проблемы с сертификацией товара могут привести к запрету на оборот товара и изъятие товара из оборота. Пока процедура изъятия товара прописана не подробно, и таможня фактически ею не пользуется. Но такое право у таможни есть. К этой проблеме надо относиться очень ответственно, и, если у вас сейчас нет никаких с этим проблем, это не значит, что их не будет в будущем. Выпускаете вы декларацию сегодня, а проверка может вас догнать через 2-3 года.

Все, это говорит о том, что долгосрочные риски ведения внешнеэкономической деятельности будут накапливаться и могут реализоваться неожиданно для бизнеса.