В «Инновационном рейтинге 2017» по версии агентства Bloomberg Россия потеряла 14 позиций и оказалась на 26-м месте между Исландией и Венгрией. Эксперты издания назвали Россию «главным неудачником года». Столь грандиозной потери позиций не наблюдается ни у одной страны. На первом месте рейтинга 2017 года оказалась Южная Корея, второе место заняла Швеция, третье - Германия. Швейцария и Финляндия завершили первую пятерку. Индекс инноваций Bloomberg составляется на основе оценок семи показателей: затраты на НИОКР, продуктивность, присутствие в экономике высокотехнологичных компаний, распространенность высшего образования, добавленная стоимость товаров, число регистрируемых патентов и число исследователей.

Сергей Фахретдинов

Сергей Фахретдинов, 

Руководитель комитета "Деловой России" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, член комиссии ОП РФ по вопросам инвестиционного климата. 

В последние годы Россия постоянно улучшала свои позиции в рейтинге. В 2015 страна была на 14-м месте, а в 2016 поднялась на две позиции на 12-е место. Эксперты издания обуславливают такое падение как результат падения цен на энергоресурсы. Однако данные факторы аналогичное влияние оказывали на все страны мирового сообщества, но 14 позиций потеряла только наша страна.

При этом со стороны государства идет постоянное стимулирование развития инновационного производства. В мае 2016 года создано Агентство по технологическому развитию, призванное способствовать модернизации и технологическому обновлению российских компаний. Как известно, в России в основном инновационные компании – представители малого и среднего бизнеса. Поэтому ранее, в марте 2016 года, подписано распоряжение правительства 475-р, обязывающее госкомпании из утвержденного перечня закупать инновационную продукцию у представителей МСП. В перечень вошли 90 предприятий.

А в декабре 2015 в силу вступили изменения Постановления правительства №1352 «Об особенностях участия малого и среднего бизнеса в закупках отдельных юридических лиц». Согласно нововведениям, годовой объем закупки инновационной продукции у субъектов МСП определяется как увеличенный на 5% объем договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки инноваций за предыдущий год. При этом заказчики также вправе осуществлять закупки инноваций у бизнеса в объеме, превышающем годовой объем. Представить большее стимулирование кажется невообразимым.

С такой господдержкой бизнес начал создавать инновационные продукты. Однако спрос тех, кто действительно мог бы их поддержать – госкомпаний, оказался незначительным, а инструменты для работы МСП с госкомпаниями в части закупки инноваций оказались барьерами. Например, «система одного окна», созданная в госкомпаниях для упрощения работы, в большинстве случаев, является формально созданным механизмом. А Реестр инновационной продукции, технологий и услуг, рекомендованных к использованию в Российской Федерации, созданный при поддержке Роснано, стал очередным «рекомендательным» документом, без утвержденного механизма его применения госкомпаниями при закупке инноваций.

Доступ бизнеса к закупкам госкомпаний также усложнен системой сертификации, особенно это отражается на инновационной продукции. У нас отсутствует система единых требований по аккредитации и сертификации компаний и продукции в рамках одной отрасли. Поэтому госкомпания предъявляют требования прохождения именно своих сертификационных центров на идентичные продукты, применяемые разными компаниями. Данная процедура длительная по времени и дорогостоящая.

Сегодня мы наблюдаем разочарованность инновационного бизнеса в формальном подходе госкомпаний к внедрению инноваций. Когда госкомпании пойдут действительно навстречу и начнут использовать вышеперечисленные инструменты, мы увидим совершенно другие результаты и дорогу с двухсторонним движением, а не одну засыпанную снегом полосу.

 Сергей Фахретдинов