Почему же в России промышленная кооперация не так развита, как, например, в Европе и других экономически развитых странах? Именно этому вопросу и были посвящены мероприятия II Межрегионального совета по кооперации, который прошёл на двух площадках в Вологде и Череповце 12-13 октября. По вопросу научно-технической и промышленной кооперации при поддержке подкомитета по инжинирингу «Деловой России» был проведён отдельный круглый стол, на котором основными докладчиками выступали представители региональных центров инжиниринга (РЦИ; к слову, с 2013 по 2017 год по линии Минэкономразвития создано более 50 таких центров) и Корпорации развития МСП.

Наталья Кириллова

Наталья Кириллова

Член генерального совета «Деловой России», председатель подкомитета «Деловой России» по инжинирингу .

Резюмируя итоги круглого стола, можно констатировать, что РЦИ готовы брать на себя задачу по реализации программы развития межрегиональной и межотраслевой научно-технической и промышленной кооперации. В рамках своей деятельности с 2013 года РЦИ имеют соответствующий опыт и практические кейсы, которые они и представили с комментариями, что получается, а что не очень. Главная проблема, которую обозначили руководители РЦИ, – это информация. Как выразился один из участников, «предприятия МСП иногда не знают, что происходит за соседним забором».

Производственная кооперация – это сложная форма сотрудничества, так как она является многоуровневой и характерна тем, что технически сложные узлы и детали товара изготовляются по заданиям и техническим требованиям целого ряда стоящих в кооперационной цепочке заказчиков. При этом за конечный продукт несёт ответственность поставщик первого уровня. Можно представить, насколько высокого доверия к компетенциям партнёров требует такая кооперация, насколько понятной и прозрачной формы сотрудничества, в том числе юридической.

Кооперация – это, прежде всего, доверие к партнёру, а доверие не выстраивается «на раз». Необходимо знать своего партнёра, понимать его компетенции, опыт и возможности.  РЦИ подошли к вопросу информации, как говорится, «с головы» – они формируют и ведут реестр производственных предприятий МСП, а также инжиниринговых компетенций региона, посещают лично предприятия и проводят оценку производства по методике индекса технологической готовности (ИТГ). В базу РЦИ вносятся основные виды выпускаемой продукции, информация по технологической оснащённости и другие характеристики предприятий МСП, раскрывающие их научно-технические, технологические и производственные ключевые компетенции. По своим базам РЦИ могут осуществлять поиск технических решений/продуктов предприятий МСП по запросу крупного бизнеса, выстраивать горизонтальные и вертикальные кооперационные связи. Участники круглого стола предложили подкомитету «Деловой России» по инжинирингу проработать вопрос создания для центров инжиниринга общей технологической интернет-платформы (поиск и продвижение техрешений и продуктов), так как оперативный доступ к информации ускорит и облегчит процесс выстраивания научно-технической и промышленной кооперации.

Важно понимать, что процесс промышленной кооперации предполагает взаимную ответственность всех участников, в противном случае достижение требуемого результата становится невозможным в принципе. У нас недостаточно опыта, культуры и механизмов кооперационных связей, что препятствует выстраиванию системных подходов в развитии промышленной кооперации. У нас нет соответствующих традиций организации бизнеса, когда предприниматель понимает, что его главная задача – найти ключевую компетенцию и удерживать её, а всё остальное он может получить гораздо дешевле и быстрее по кооперационным каналам. Необходима серьёзная работа по продвижению идеологии кооперации в нашей стране. Созданная инфраструктура в регионах как раз может и должна взять на себя роль модератора данного процесса.

Сегодня, когда процессы глобализации охватывают весь мир, а вопрос себестоимости и качества продукции выходит на первый план, задача производственной кооперации становится особенно актуальной. Кооперация позволяет повысить техническую и коммерческую конкурентоспособность компаний, участвующих в борьбе за заказы, особенно когда это касается сложной технической продукции.

Невозможно при высокотехнологичном производстве всё делать самому, так как это экономически невыгодно, ведь в таком случае предприятие должно будет нести высокие производственные издержки и направлять огромные инвестиции на НИОКР, оборудование, складские запасы и т.д. Поэтому на Западе высокотехнологичное предприятие держит и развивает у себя только ключевую компетенцию (ноу-хау), а необходимые для конечного изделия комплектующие и расходные материалы получает по кооперационным договорам.

Научно-техническая и производственная кооперация идёт рука об руку с инжинирингом. Так, например, кооперация в разработке конструкций, технологических процессов и новой продукции способствует повышению технического уровня изделий и его конкурентоспособности. Именно здесь появляется ещё один важный участник – инжиниринговая организация.

В настоящее время научно-техническая и промышленная кооперация наиболее успешно развивается с использованием различных форм стратегических альянсов, которые представляют собой довольно сложную систему. Как правило, стратегический альянс включает не только промышленные компании, но и научно-исследовательские, инжиниринговые организации, а также вузы. Подобное объединение усилий необходимо для эффективного использования не только производственных мощностей, но и технологических возможностей, а также научного потенциала с целью производства какой-либо технически сложной или новой продукции.

В России форма сотрудничества через стратегические альянсы пока не развита, однако в мировой практике она является одним из важнейших условий, которые могут обеспечить высокий уровень конкурентоспособности производителей, как на уровне данной отрасли, так и на международных рынках. В качестве яркого примера можно привести проект по созданию самолетов Airbus. Данный проект занял более 40 лет, но результат, как говорится, «на лицо», в настоящее время самолёты Airbus являются достойными конкурентами Boeing. Главный успех проекта заключается в том, что европейским странам удалось создать эффективную и экономически выгодную систему международной научно-технической и промышленной кооперации. В процессе разработки Airbus принимало участие несколько сотен исследовательских и проектных организаций, а в промышленную кооперацию по сборке самолёта входит несколько тысяч фирм-поставщиков всевозможных комплектующих. Немецкий автопром около 80%  комплектующих получает по кооперационным контрактам. К слову сказать, есть среди поставщиков БМВ и российские инжиниринговые компании. Следует признать, что общая тенденция развития международной промышленной кооперации, в которой может быть занято весьма большое количество фирм и организаций, является реальным фактом.

Однако важным условием запуска процессов кооперации является готовность и инициатива самих промышленных предприятий. К сожалению, такая инициатива сегодня в нашей стране крайне слаба, но не потому, что мы не хотим развивать кооперационные связи, а потому, что не очень хорошо умеем это делать. На многочисленных секциях Совета по кооперации в Вологде участники делились своим опытом и предложениями. Здорово уже то, что в России проводятся такие мероприятия на межрегиональном уровне. Важно шаг за шагом изучать лучшие практики и транслировать их на межрегиональном уровне.

Кооперация – это сложный процесс взаимодействия, поэтому нам, прежде всего, необходимо проявлять инициативу и учиться кооперировать друг с другом.

Наталья Кириллова