С 1 сентября вступает в силу закон, вызвавший в свое время немало споров со стороны представителей IT-бизнеса, о хранении персональных данных россиян на серверах РФ.

Для начала отметим, что персональными данными по закону считается вся информация российских граждан, которую они используют при регистрации на сайтах, совершении покупок и т.п. Согласно закону, персональные данные – это «любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу».

 

Суть поправок

 

Закон обязывает иностранные интернет-компании не только хранить персональные данные россиян на территории РФ, но и указывать сведения о месте расположения таких баз данных.

Авторы закона уверены, что это изменение позволит более эффективно защищать права граждан России в части сохранности персональных данных и соблюдении тайны переписки. И, несмотря на опасения некоторых российских пользователей, что они могут лишиться ряда привычных ресурсов, власти заверили россиян, что на них новый закон никак не отразится, передает РСН.

 

Facebook и Google против

 

Ранее против данного закона выступили Facebook, «Википедия», Google и ряд других компаний. По их мнению, этот закон сильно усложнить процесс оказания услуг. Кроме того, многие компании не успеют перенести информацию к назначенному сроку.

Так, 35% опрошенных говорят, что испытывают трудности с исполнением закона, в качестве причины они обозначают финансовые сложности, а 24% — недостаток технических мощностей для переноса информации. Причем, по оценкам исследовательской компании Gartner, 19% крупных западных компаний и вовсе готовы уйти из России.

Ярым противником закона стала американская компания Facebook. 25 августа представитель компании приезжал на встречу в Роскомнадзор, после чего несколько источников сообщили газете «Ведомости», что корпорация не собирается переносить в Россию персональные данные местных пользователей.

В пресс-службе Facebook сообщили РБК, что компания «регулярно встречается с представителями государственной власти и на данный момент нет каких-либо новостей или заявлений».

 

Кто готов?

 

Между тем в релизе Российской ассоциации электронных компаний (РАЭК) сказано, что в настоящее время 54% компаний полностью готовы к 1 сентября — они либо уже перевели, либо находятся в процессе перевода персональных данных своих российских клиентов на серверы, расположенные на территории РФ.

Как пояснили в Роскомнадзоре, к переносу данных уже готовы Samsung, Lenovo, Aliexpress, eBay, PayPal, Uber, Booking.com и другие игроки рынка. Что же касается крупнейших российские игроков (Mail.Ru, «Яндекс», Rambler, «ВКонтакте», Livejournal) , то по сведениям РИА Новости, они также выразили полную готовность к исполнению требований закона.

 

«Черный список»

 

Сайты, которые хранят персональные сведения о гражданах РФ на серверах вне России, будут заблокированы по представлению Роскомнадзора, отмечает «Интерфакс». При этом документ предполагает создание так называемых «черных списков» сайтов-нарушителей - автоматизированной информационной системы «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных».

Как пояснил «Российской газете» директор РАЭК Сергей Плуготаренко, основанием для включения в реестр является только вступивший в законную силу судебный акт.

Сергей Плуготаренко:

Сергей Плуготаренко: «С заявлением в суд может обратиться не только сам гражданин, но и Роскомнадзор, и прокурор. С момента поступления решения суда в Роскомнадзор при неблагоприятном стечении обстоятельств максимальный срок для завершения блокировки составит 6 рабочих дней. Будет проводиться госконтроль. При выявлении нарушений дается предписание, а при его невыполнении следует не включение в реестр, а привлечение к административной ответственности», - пояснил Плуготаренко.

Напомним, что ранее глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что в период с 1 сентября 2015 года до 1 января 2016 года ведомство проведет 317 плановых документарных проверок — это 0,012% от всех компаний, которые обрабатывают персональные данные в стране, всего в РФ их около 2,6 млн.

Алиса Ермакова