В следующем году заказчикам скучать не придется. Правила ведения закупок, установленные для них Законом № 223-ФЗ и подзаконными актами, продолжают дорабатываться. Многое уже поменялось, что-то еще подлежит изменению. Одно из наиболее значительных изменений, которое ожидает заказчиков в 2016 году, связано с обязательством проводить закупки в точном соответствии с планом, причем это правило касается абсолютно всех, в том числе и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

 

Госзакупки в ОПК

 

В настоящее время основными законами, которые регламентируют закупки товаров, работ и услуг, в том числе и в рамках гособоронзаказа, являются Законы № 44-ФЗ, № 223-ФЗ и № 275-ФЗ. К сожалению, приходится признать, что между некоторыми основными положениями этих документов существуют противоречия, что значительно осложняет взаимоотношения между заказчиками и поставщиками в ОПК.

Сегодня, 17 ноября, в Москве состоялась Третья Всероссийская конференция «Закупки в оборонно-промышленном комплексе», где между предприятиями ОПК и государства разгорелась дискуссия о возможных путях разрешения спорных моментов, связанных с изменениями в законодательстве.

 

Основные проблемы

 

В своем вступительном слове заместитель председателя коллегии ВПК РФ Олег Бочкарев сказал о том, что проблемы есть, есть критика и замечания. «В целом же данная система управления в закупках по этим нормативным актам сложилась. Многие предприятия адаптировались», - отметил он. 

Между тем сама жизнь, а также нынешняя ситуация в экономике, диктуют свои правила игры и обозначают те задачи, которые необходимо решать уже сегодня.

«Первая задача связана с реализацией программы импортозамещения. Ведь российские предприятия работают в условиях санкций, введенных западными странами. При этом поставки из стран НАТО должны быть закончены к 2017 году», - пояснил Бочкарев, добавив, что вторая задача связана со вступившим в силу новым законом «О гособоронзаказе». Третьей задачей, по его словам, является взаимодействие с малым и среднем бизнесом (МСП).

«Взаимодействие с МСП зафиксировано в ряде нормативно-правовых актов правительства, законодательных актов. Сегодня создана специальная корпорация по взаимодействию с малым и среднем бизнесом. Суть требований, заложенных в идеологию, закупать продукцию у малых и средних предприятий. Однако в этой сфере возникает много вопросов. Некоторые представители предприятий ОПК говорят об отсутствии продукции у предприятий, поэтому требования по закупке у малого и среднего бизнеса не исполняются полностью или частично», - сказал он.

Для решения этой проблемы зампредседателя коллегии ВПК РФ предложил следующую модель кооперации: в первую очередь, это выделение оборонным предприятиям номенклатуры продукции, выпуск которой может быть освоен малыми и средними предприятиями.

«Это могут быть какие-то детали, комплектующие, узлы, компоненты и т.д», - заявил он, отметив, что, во вторую очередь, необходимо осуществлять консолидацию заказов, а в третью - оказывать помощь малому и среднему бизнесу в организации производства. Четвертая очередь, говорит Бочкарев, связана с контролем качества проведения необходимых испытаний продукции, производимой на этих предприятиях.

И напоследок необходимо повысить эффективность ОПК. «Здесь необходимо осуществлять снижение цен на материально-техническое обеспечение. Нужно искоренить лоббирование поставщиков, которые предлагают высокие цены», - заключил модератор.

 

Контроль в сфере ГОЗ

В свою очередь представитель ФАС, выступая на конференции, отметил, что с 1 января 2015 года ФАС России получил полномочия в сфере контроля Гособоронзаказа. Деятельность ФАС направлена на повышение эффективности контроля в сфере ГОЗ.

При этом он пояснил, что поддержка малого и среднего бизнеса, которые происходят через те институты, которые включаются в закон о госконтарктной системе, является по-сути «локомотивом развития МСП. Других видимых ресурсов у государства не существует».

По мнению представителя ФАС, к эффективности использования бюджетных средств должна привести система ценообразования.

 

Пятилетку за четыре года

 

Между тем зампредседателя Комитета Госдумы по промышленности Павел Дорохин отметил, что закон «О гособоронзаказе» вынуждает предприятия адаптироваться к его положениям уже к концу нынешнего году. «По сути, от предприятий требуют пятилетку за четыре года, оппоненты не оставляют нам времени», - заявил он. 

При этом Дорохин отметил, что еще одним важным вопросом является инновационное использование развития высокоточных технологий. Также, по словам зампреда Комитета Госдумы по промышленности, было бы разумно создать Госкомитет стратегического планирования при президенте РФ. «Ранее эти предложения уже были нами озвучены», - сказал он.

 

Немного статистики

 

Заместитель председателя Экспертного совета Комиссии РСПП по ОПК Вадим Балдин поделился с присутсвующими цифрами. По его словам, за последний год у 66% предприятий вырос показатель.

Основная проблема, как отметил Балдин, это проблема кадров (71%), причем не хватает высококвалифицированных специалистов высшего и среднего звена (95%). Отметим, что о кадровой проблеме неоднократно говорил и вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. «Если мы не будем иметь людей, ничего не получится. Не надо показывать станки, вы лучше людей покажите, а также тех, кто их будет готовить, на базе каких ВУЗов, при поддержке каких научных центров», - отмечал ранее Рогозин.

Наряду с этим Балдин отметил, что 57% предприятий пытаются решать свои проблемы при помощи средств массовой информации, но при этом многие из них не выстраивают отношения со СМИ. Также предприятия говорят, что у них большие проблемы с финансами, им сложно договариваться с банками.

 

Рабочая лошадка

 

ОПК выступает в роли некого драйвера, в качестве вытягивающего проекта для решения очень серьезной задачи, обозначенной в промышленной политике, отметили участники конференции.

Между тем директор Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития России Артем Шадрин рассказал о дорожной карте по поддержке малого и среднего предпринимательства.

«Наша программа поддержки малого и среднего предпринимательства реализуется уже лет 10, и все 85 регионов, которые составляют Российскую Федерацию, являются участниками этой программы. Основной элемент программы - субсидии субъектам федерации, субсидии на условиях софинансирования. Среди тех опций, которые могут использовать регионы, это как раз поддержка выстраивания малого и среднего бизнеса поставщиков компаний, в частности, речь идет о системе сертификационных центров, которые обеспечивают переход сертификации малых и средних предприятий под требования качества выпускаемой продукции крупных компаний», - подчеркнул Шадрин.

В свою очередь замгендиректора ФГУП «ЦНИИ «Центр» Павел Кравченко сказал, что основные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия ОПК, связаны с вопросами кооперации и вопросами целевого использования средств, которые поступают для реализации по гособоронзаказу.

 «Мы проводим мониторинг и мероприятия по обучению специалистов в данной сфере. На нашу горячую линию приходит много звонков от предприятий ОПК. На наш взгляд, требуется серьезная корректировка мер, содержащихся в 275-ФЗ», - отметил Кравченко.

В заключение хотелось бы отметить, что устранение указанных и некоторых других противоречий в Законе «О гособоронзаказе» сможет оказать положительное влияние на закупки в оборонно-промышленном комплексе, взаимоотношения заказчиков и поставщиков, а также на весь процесс реализации гособоронзаказа. А наличие мощной отечественной промышленности есть признак суверенного и состоятельного государства.

  Алиса Ермакова