Можно вложить миллиарды рублей в модернизацию производства, установить самое современное автоматизированное оборудование, но без сотрудников, которые смогут на нем эффективно работать, все предпринятые усилия окажутся бессмысленными. Причем для работы на современных производственных линиях сотрудникам требуется совершенно иной, намного более высокий уровень подготовки, на уровне инженерных специальностей, а кроме того, умение постоянно учиться новому, разрабатывать и внедрять рациональные предложения, ведь систематическое повышение эффективности – ключевой тренд современных производств.

Последние 2-3 года власти стали уделять пристальное внимание решению проблемы нехватки квалифицированных рабочих. Много усилий прикладывают и некоммерческие организации, в частности международное движение WorldSkills Russia, которое регулярно проводит чемпионаты среди специалистов, занимается популяризацией и развитием компетенций в области рабочих профессий. Деятельность WorldSkills Russia поддерживается в том числе и на правительственном уровне, и можно только поприветствовать то, что руководство страны оказывает содействие подобным общественным инициативам.

Но проблему нехватки квалифицированных специалистов невозможно решить только одним-двумя инструментами, в частности принятием пары нормативных актов. Здесь требуется активная позиция всех заинтересованных сторон и участников процесса.

Например, многие учебные заведения рассматривают сотрудничество с бизнесом исключительно с точки зрения спонсорской помощи. Да, нужное оборудование и отремонтированные классы важны для организации качественного учебного процесса. Но еще важнее – наполненность, информативность и современность методических материалов и наличие необходимых знаний у преподавателей. И здесь пока, к сожалению, многие учебные заведения не готовы развиваться и менять процесс обучения.

С другой стороны, бизнес до сих пор выказывает мало заинтересованности в сотрудничестве с учебными заведениями. Буквально на днях наши специалисты проводили семинар для студентов профильного колледжа. В ходе общения его директор посетовала, что образовательным организациям сложно найти контакт с профессиональным сообществом по поводу организации подобного рода мероприятий. Но без такого взаимодействия предприниматели будут вынуждены нанимать на работу выпускников, которые обучались по методичкам 30-летней давности и не имеют ни малейшего представления о современных технологиях и методах работы. Это будет требовать их дальнейшего обучения уже в рамках компании, а значит, значительных денежных и временных ресурсов.

Важна и активная позиция самих студентов. Их запросы к руководству учебных заведений, налаживание контактов с компаниями, которые работают по их профилю, позволит получить качественные, в том числе практические знания, и поможет более легкому устройству на работу.

Особенно важно, что изменение подходов к образовательному процессу в рамках рабочих специальностей требует не столько денежных вложений, сколько просто времени и усилий. С одной стороны, это облегчает задачу, но с другой – без заинтересованности и активной позиции каждого изменить что-либо в лучшую сторону будет сложно. Но в построении эффективной несырьевой промышленности заинтересован каждый из нас. Только благодаря этому экономика сможет функционировать стабильно, обеспечивая высокий уровень жизни.