Сегодня Государственно-частное партнерство (ГЧП) является не только главным механизмом поддержки малого и среднего бизнеса, но и одним из способов реализации инфраструктурных проектов. По итогам прошлого года средний уровень развития ГЧП в регионах РФ вырос на 0,9% и составил 55,9%, что на 6,3% ниже среднего установленного значения. Экономический кризис, так или иначе, отразился на ГЧП, а в бизнес среде все чаще стали появляться вопросы относительно обеспечения необходимого финансирования проектов.

Пациент скорее жив, чем мертв

 

17 марта в МИА «Россия Сегодня» состоялся ежегодный инфраструктурный конгресс «Российская неделя государственно-частного партнерства», где участники встречи обсудили острые вопросы в сфере ГЧП. Живо или не живо сегодня государственно-частное партнерство? И каковы перспективы принятия федерального закона о ГЧП на данный момент?

По словам председателя Правления Центра развития ГЧП Павла Селезнева, рынок есть и этот рынок развивается. «Все вопросы упираются в инвестирование», - считает он. По мнению участников дискуссии, государство всегда будет развивать инфраструктуру, от этого никуда не деться, уже взят курс на развитие Дальнего Востока.

В свою очередь заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Чибис отметил, что рынок есть и будет, особенно в сфере ЖКХ. «ЖКХ –  это вечный бизнес, поскольку потребность в теплоэнергии никогда не пропадет», - сказал он, добавив, что в ЖКХ есть проблема структурирования проектов.

Кроме того, по словам замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, есть еще две проблемы в этой сфере. Во-первых, это переход на долгосрочное регулирование, а во-вторых, стоимость денег. «Сегодня кредиты выдаются с очень высокой процентной ставкой. Однако мы уже сформировали предложения по субсидированию процентной ставки по кредитам в ЖКХ», - заключил он.

Немного статистики

 

Всего в России 595 проектов в области ГЧП. Из них 103 проекта находятся в стадии инициации. 435 проектов – это концессии, а 357 – коммунальная и энергетическая инфраструктура, пояснил председатель совета директоров InfraONE Альберт Еганян.

Он также отметил, что в последнее время появились некапиталоемкие проекты на сумму до 100 млн рублей. Кроме того, ГЧП стало развиваться в таких отраслях, как: благоустройство, социально-бытовое обслуживание, парковки, парки и т.д.

Традиционный рейтинг

 

В прошлом году вышло Распоряжение правительства РФ, согласно которому Рейтинг регионов развития ГЧП учитывается как один из показателей оценки эффективности инвестиционной деятельности губернаторов.

В Рейтинге регионов по развитию ГЧП-2015 лидирующие позиции занимают Санкт-Петербург, Москва и Республика Татарстан. Как говорится в сообщении Центра развития ГЧП, рост Москвы по сравнению с прошлым годом (10-е место) обусловлен максимальным уровнем инвестиционного потенциала и запуском ряда крупных проектов, например, строительства северного дублера Кутузовского проспекта. В столице был накоплен немалый опыт реализации разнообразных проектов ГЧП, объемы контрактов которых только в 2013-2014 годах превысили 450 млрд рублей. Город активно использует такой механизм, как аренда недвижимости с взаимными обязательствами. Среди проектов ГЧП: программы развития сетей поликлиник, частных детских садов и школ.

А вот к числу регионов с очень низким потенциальным рейтингом относятся Республика Крым (77-е место) и город Севастополь (81-е место). Но при этом в данных субъектах уже предприняты первые шаги по выстраиванию системной политики по реализации проектов ГЧП. Понятно, что для развития указанных регионов просто нужно время.

Помощь и поддержка

 

Тем не менее, механизм ГЧП нуждается в совершенствовании. Дело в том, что ресурсы не резиновые, поэтому для реализации проектов нужно привлекать инвестиции.

По мнению председателя Комитета Госдумы РФ по вопросам собственности Сергея Гаврилова, государство должно инициировать процесс помощи ГЧП. «Нужно повышать роль государства в удерживании инвестиций в ГЧП. А на уровне регионов государство должно сохранить те проекты, которые уже осуществляются», - сказал он.

В свою очередь Управляющий директор, руководитель Дирекции инфраструктурных проектов проектного и структурного финансирования ОАО «Газпромбанк» Павел Бруссер отметил, что главная проблема заключается в том, что проекты ГЧП не тянут 12% ставки, возникает дефицит. По его словам, нужно решать проблему денежной ликвидности. Необходимо, чтобы нужные проекты финансировались через банки, пояснил Бруссер.

Наряду с этим участники дискуссии считают, что необходимо внести поправки в концессионное законодательство, а также разработать механизмы предоставления государственных гарантий. При этом особое внимание нужно уделить вопросам разработки необходимых подзаконных актов и выработке эффективной системы управления сферой ГЧП как на федеральном, так и на региональном уровне.

 Алиса Ермакова