Глобальная экономическая система, основанная на ростовщичестве и на банковском проценте, не может быть универсальной.

Комитет Госдумы по финансовому рынку обсуждает создание альтернативного банкинга. Зампред комитета Дмитрий Савельев  предлагает предоставить возможность исламскому банкингу развиваться в России. Депутат разрабатывает поправки, которые позволят банкам, например, заниматься коммерческой деятельностью. В обсуждении также участвовали представители Центрального банка, министерства финансов и представители экспертного сообщества.

 

Философия денег в исламе

 

В настоящее время исламский банкинг существует в 75 странах мира, причем динамика его роста ежегодно составляет порядка 20%. Философия исламских финансов – это ориентация не на прибыль, как в европейских странах, а на общее благо.

Одна из особенностей исламского банкинга – договор мушарака, своеобразное товарищество.

 «Фактически это партнерство, любая форма партнерства, которая может быть сегодня в рамках российского правового поля, где стороны объединяет капитали распределяет прибыль согласно оговоренным долям, а убытки опять же согласно доле капитала», - рассказывает Мадина Калимуллина, директор департамента Совета муфтиев России, исполнительный секретарь Координационного совета Российской Ассоциации экспертов по исламскому финансированию.

 

Опыт прошлых лет

 

В 1998 году в России был первый опыт в создании исламского банка. Почти 10 лет Бадр-Форте успешно работал, однако в 2006 году Центробанк отозвал у него лицензию. Спор о причинах его закрытия не утихает до сих пор. По официальной версии, лицензия была отозвана из-за несоответствия работы законодательству. Однако есть и другое мнение

«Американский госдеп проявил агрессию и начал давить на руководство ЦБ России в том плане, что нетерпимо, что исламский банк у вас работает, мол, финансирование терроризма, и мы заранее считаем, что это неправильно», - рассказывает Гейдар Джемаль, председатель исламского комитета России.

В то же время филиалы Бадр-Форте успешно существовали еще в 64 странах. Он занимался переводами средств для студентов, была масса инициатив, в том числе касающихся оборонной сферы.

 

Мнение конфессий

 

В России, где проживает более 20 млн мусульман, идея развития альтернативной экономики не может не пользоваться успехом. Однако создание исламского банкинга одобряют все конфессии. По уверению протоиерея Всеволода Чаплина, к нынешней финансовой системе христиане тоже относятся весьма скептически.

«Та система, которая сегодня является результативной, победила благодаря военной силе и политическому давлению, а не благодаря экономическому механизму, поэтому мы сегодня имеем полное право предлагать не только России, но и всему миру не просто альтернативу, а те модели, которые мы считаем правильными в отличие от модели, основанной на принципе «деньги делают деньги», - считает Всеволод Чаплин, протоиерей, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата.

 

Ответ Центробанка

 

Да и исламские государства предпочитают сотрудничать с теми странами, в экономике которых прослеживаются признаки их банкинга.

На заседании правительства на прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев подвели итоги работы субъектов РФ по эффективности управления. Первое место занял Татарстан, второе – Чеченская республика. Получается, что там, где экономика в руках мусульман, наблюдается рост.

Сам регулятора ничего против альтернативного банкинга не имеет.

«У Центробанка никакого предубеждения против исламской банковской системы нет. Мы готовы работать с исламским банкингом. Единственное, нам для этого надо провести соответствующие банковские нормативы, без которых легальная деятельность невозможна», - сказал Александр Торшин, заместитель председателя Банка России.

Законопроект об исламском банкинге подготовят до лета 2016 года. 

 Марина Староверкина