Последние события на финансовом рынке и действия Центробанк свидетельствуют о приближающемся кризисе в банковской системе России. Такое предположение высказали эксперты Лента.ру. По их мнению, меры регулятора вполне можно назвать антикризисными, только сам Банк делать такие заявления опасается. 

 

Коэффициент Кука

 

Коэффициент Кука - коэффициент платежеспособности банка или другой кредитной организации. Рассчитывается в виде отношения собственных фондов к активам банка.

Банк «Русский стандарт» уже второй раз за этот год предлагает владельцам выпущенных им облигаций изменить условия выплат. Согласно сообщению банка «Русский стандарт», владельцам его облигаций теперь предлагают не считать дефолтом снижение коэффициента достаточности капитала ниже 11%.  Этот показатель называют коэффициентом Кука. Для самих банков он играет большую роль. Когда он ниже 10%, у Банка России появляется повод обратить на данное кредитное учреждение особое внимание. 

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

У ЦБ есть несколько способов реагирования на такую ситуацию: введение в банке временной администрации, отзыв лицензии и др. При расчете коэффициента достаточности капитала, активы банка, как говорится в соответствующих нормативах ЦБ, необходимо еще и «взвешивать» по их степени риска. Ведь тот же кредит, например, могут вовремя не вернуть. А ценная бумага может оказаться просто неликвидной — и ее не продашь по цене, по которой ее учитывает сам банк. А раз так, то и платежеспособность кредитного учреждения снижается.

Основная масса активов банка «Русский стандарт»  — кредиты населению. В начале года ему уже удалось уговорить большинство держателей его субординированных еврооблигаций на сумму в 350 миллионов долларов перенести срок их погашения с апреля 2018-го на апрель 2020 года. Для этого пришлось повысить выплаты по данному долгу с 10,75 до 13 процентов годовых. И вот теперь банк пытается провернуть такую же операцию с облигациями со сроком погашения в 2017 году. И предлагает не считать дефолтом снижение «коэффициента Кука» до 11 процентов.

 

"Транспортный" депозит

 

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»В качестве еще одного примера рискованной финансовой политики Лента. Ру приводит ситуацию с банком «Транспортный». Он фактически опустошает страховой фонд Агентства по страхованию вкладов. Тут уже «надувают» пассивы, а не активы.

В январе «Транспортный» вывел на розничный рынок новый продукт — депозиты по фиксированной ставке от 20 до 22 процентов годовых. Тогда это делали многие банки, но лишь «Транспортный» разрешил такие вклады пополнять. Уже в феврале в банке осознали, что совершили ошибку, и принялись сокращать офисы, торгующие этим продуктом, но клиенты продолжали идти. В результате обязательства «Транспортного» по вкладам выросли с января в несколько раз и достигли уровня в 41 миллиард рублей. Эту сумму теперь предстоит выплатить Агентству по страхованию вкладов.

Впрочем, по информации Ленты.ру, Центральный банк уже согласился пополнить фонд Агентства по страхованию вкладов. Однако проблему это все равно не решает. Проблема — в 100-процентом страховании вкладов. Риски целиком легли на государство и на вкладчиков других банков, предлагающих депозиты с меньшей доходностью.

 

Страховка от жадности

 

О кризисе российской банковской системы свидетельствует и информация о продаже ФК «Уралсиб» за 1 рубль, и то, что государство намерено провести докапитализацию отдельных крупных кредитных учреждений трансфертом через Агентство по страхованию вкладов. И продление ЦБ действия инструкции, позволяющей банкам не переоценивать свои активы в соответствии с ситуацией, складывающейся на финансовом рынке. И санация банка «Траст», на которую в конце прошлого года ЦБ выделил порядка 130 миллиардов рублей.

Теперь государству приходится не просто спасать банковскую систему, а выбирать, кто в ней останется на плаву, а какие кредитные учреждения придется банкротить. Выбор тоже простой. Под скрытую или открытую санацию попадают банки с большим объемом вкладов населения и если найдется другой банк, готовый вложить в них деньги. У остальных отзывают лицензии. Если бы обанкротили «Траст», Агентству по страхованию вкладов пришлось бы выплатить его вкладчикам 110 миллиардов рублей. А вот «Транспортному» не повезло. Закрывать дыру в его балансе никто не согласился.

И число желающих санировать другие банки, судя по всему, будет сокращаться. Только за четыре месяца этого года российские банки понесли убытки на общую сумму, превышающую 14 миллиардов рублей. Хотя стоимость услуг, оказываемых ими сегодня экономике, достаточно высока: банковские кредиты редко где стоят менее 14 процентов годовых. И дело тут не в ставках, а в той финансовой стратегии, которую избрали банкиры в предыдущие годы и месяцы.

 Марина Староверкина