В России возобновится производство сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков. Выпуск Ту-160 был прекращен в начале 90-х. Логично, что в нынешних обстоятельствах РФ наращивает военный потенциал, однако, по мнению экспертов, производство рискует упереться в ряд факторов. 

 

Цена вопроса

 

Министр обороны России Сергей Шойгу: «Уже сегодня необходимо приступить к решению задач не только по поддержанию исправности и модернизации авиационного парка Дальней авиации, но и по воспроизводству ракетоносцев Ту-160».

Ту-160 производился с 1984 по 1992 год совместно с Киевом. Изначально самолет проектировался как ракетоносец, однако затем машины были модернизированы для несения обычных и ядерных бомб.

После распада СССР большинство самолетов осталось у партнеров, но украинское небо оказалось тесным для «Белых лебедей» (как прозвали самолет пилоты). Из-за отсутствия материально-технических ресурсов на эксплуатацию было принято решение утилизировать Ту-160. На разрез каждого самолета по миллиону долларов от США. После тяжелых переговоров с Киевом 8 самолетов все же удалось спасти.

Эксперт центра Анализа стратегий и технологий, редактора журнала Moscow Defence Brief Василий Кашин: «Это может быть новая конструкция на основе Ту-160, может, что-то похожее на B-2, может, вообще что-то футуристическое. Ясно только, что будет некий будущий бомбардировщик, поскольку есть политическое решение».

Сейчас же производители рискуют столкнуться с рядом вопросов. Во-первых, часть комплектующих производилась на Украине; во-вторых, за два десятка лет многие российские производства уже либо перепрофилировались, либо закрылись.То есть, по сути, производиться будет совершенно новый самолет, где конструкция Ту-160 только будет взята за основу. Ведь даже с точки зрения оборудования все самолеты сильно модернизировались.

 «На заводе хранится задел в виде двух недостроенных самолетов, к которым все время подступались, но так и не заказывали, потому что завод выставлял высокую цену, и военные годами не могли согласовать цену с заводом. Вполне могло иметься в виду, что пора наконец разобраться и решить вопрос достройки этих двух самолетов. Может, двумя и воспроизведут», - сказал газете Взгляд  эксперт центра Анализа стратегий и технологий, редактора журнала Moscow Defence Brief Василий Кашин.

Сейчас специалисты оценивают производство одного Ту-160 в 7 млрд рублей (но нужно понимать, что цифра эта очень приблизительна, ведь речь идет о кооперации различных производств — целом комплексе, и каждое из этих производств проходит по классу «совершенно секретно»). Однако даже такое обновление провести гораздо проще, нежели разрабатывать принципиально новый самолет.

 Для справки:

Ту-160 – самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжелый боевой самолет в мире, имеющий наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлетную массу. Американские аналоги до сих пор отстают от него по некоторым параметрам почти в полтора раза. Советские пилоты прозвали этот грациозный самолет «Белым лебедем», а разведка западных стран присвоила ему кодовое имя «Блэкджек».

 

Стратегическое решение

 

Как отмечают эксперты, планы министра обороны вполне объяснимы. В то время как НАТО устанавливает свои базы вблизи российских границ. К примеру, силы быстрого реагирования будут развернуты в Польше. А от Калининграда до польской границы – всего 35 км. Логично, что в нынешних обстоятельствах Россия желает всячески усилить свой военный потенциал. 

 

Александр Гольц, военный эксперт

Александр Гольц, военный эксперт, Россия и США возвращаются к состоянию новой холодной войны, в которой у России нет многих ресурсов, которыми обладал Советский Союз. Единственное, оставшееся в наследство от СССР, — ядерное оружие. Если по количеству боеголовок мы выдерживаем паритет с США, то по носителям у американцев — больше на одну треть. В очень короткое время ликвидировать этот разрыв не удастся. Если России удастся наладить производство стратегических бомбардировщиков, она получит довольно серьезный шанс сократить этот разрыв, потому что по договору СНВ-3 каждый стратегический бомбардировщик засчитывался всего лишь как одна боеголовка. Самолет этот производился в конце 80-х годов, потом пытались модернизировать два таких самолета и делали это очень мучительно, очень долго. Никого, конечно, не радует, что Россия делает такой упор на ядерный фактор, но здесь мы никаких договоров не нарушаем (Вести.ру).

 Марина Староверкина