Железнодорожные войска были созданы  августа 1851 года по указанию императора Николая I. Согласно утвержденного им Положения первые специальные воинские формирования для охраны и эксплуатации железной дороги насчитывали 14 отдельных военно-рабочих, 2 кондукторские и 1 телеграфическую роту.

Военнослужащие Железнодорожных войск участвовали во всех войнах и вооружённых конфликтах, строительстве стратегических железнодорожных магистралей, в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф на железных дорогах страны, сообщает пресс-служба Минобороны.

В годы Великой Отечественной войны при участии военных железнодорожников было восстановлено и построено почти 120 тыс. км путей и более 15 тыс. искусственных сооружений. На их долю приходится каждый девятый километр электрифицированных железных дорог в ССССР. На строительстве Байкало-Амурской магистрали в период 1974-1989 гг. железнодорожные войска уложили полутора 1,5 тыс. км главного пути, выполнили 220 млн. кубометров земляных работ, построили 1227 мостов и искусственных сооружений.

Железнодорожные войска  ликвидировали  последствия  авари  на Чернобыльской АЭС, последствий взрывов на станциях Арзамас-1, Свердловск - Сортировочный, наводнений в Серове и Бурятии.

Особая страница их истории – обеспечение борьбы с незаконными вооруженными формированиями в Северо-Кавказском регионе и выполнение гуманитарной миссии в Абхазии.

Высокую степень готовности  железнодорожных войск к выполнению задач по предназначению, подтвердили результаты неоднократных проверок, в том числе и Восточного военного округа. 

Анатолий Соколов