О необходимости создания Национального центра управления обороной Российской Федерации, его структуре и решаемых задачах на брифинге рассказал начальник Генштаба генерал армии Валерий Герасимов. По его словам, в предыдущие 50 лет управление Вооруженными Силами (ВС) обеспечивал Центральный командный Начальник Генштаба Валерий Герасимов. Фото fedpress.ruпункт (ЦКП) Генштаба. Он отслеживал военно-политические изменения в мире, контролировал состояние специальных видов оружия и обеспечивал управление его санкционированным применением.

Решали эти задачи на ЦКП малочисленные дежурные службы объединений ВС, а в тактическом звене – нештатные дежурные по воинским частям, а в соединениях штатных структур для круглосуточного дежурства не было. Сбор и анализ информации по различным направлениям деятельности Минобороны и ВС осуществляли узкопрофильные органы военного управления. Функции обобщения и учета разрозненной информации, а также координация деятельности органов военного управления фактически была возложена на руководителей и осуществлялись эпизодически в ходе продолжительных служебных совещаний.

В настоящее время объемы информации многократно увеличились, а цикл ее изменения сократился с недель и суток до часов и минут. «Возникла острая необходимость в постоянном комплексном мониторинге процессов, происходящих в мире, в стране и Вооруженных Силах, в непрерывном комплексном анализе обстановки и выработке вариантов реагирования на ее изменения».

ЦКП перестал удовлетворять требования по информационному обеспечению руководства. «Кроме того, в Вооруженных Силах до настоящего времени существовала громоздкая система сбора информации», - сказал Герасимов. По его словам, она базировалась на табеле срочных донесений и представлялась в письменной форме (телеграммы, донесения, сводки и др.) с низкой периодичностью. Командир бригады представлял доклады в вышестоящий штаб один раз в неделю, а командующий войсками военного округа – один раз в месяц. «И часто получалось так, что информация, содержащаяся в них, быстро устаревала», - пояснил Герасимов.

В настоящее время информация меняется скоротечно в отношении военно-политической обстановки и во Фото www.mchs.gov.ruвсех сферах, затрагивающих интересы Вооруженных Сил. Это разработка и поставка вооружений, снабжение всеми видами довольствия, строительство, подготовка и обучение кадров и прочие. С учетом этих тенденций и был создан «постоянно действующий, единый по структуре для мирного и военного времени орган оперативного управления военной организацией государства – Национальный центр управления обороной Российской Федерации». Для этого на всех уровнях управления развернуты и несут дежурство штатные оперативные дежурные смены.

Результаты апробации показали значительное сокращение цикла обработки информационных потоков и решения многих вопросов управленческой деятельности в реальном масштабе времени силами дежурных смен. «По сути, Национальный центр представляет собой механизм круглосуточного управленческого воздействия на все сферы деятельности Вооруженных Сил с условным делением на боевую и повседневную составляющие», - пояснил Герасимов. Национальный центр включает центр боевого управления и центр управления повседневной деятельностью войск (сил), а также несколько центров управления по специальным вопросам.

Фото img1.1tv.ruЦентр боевого управления предназначен для поддержания боевого потенциала ВС РФ в целом, а также группировок войск (сил) на стратегических направлениях в мирное и военное время на уровне готовности к отражению возможной агрессии и управления войсками (силами) при выполнении ими боевых и специальных задач.

Центр управления повседневной деятельностью решает задачи оперативной координации деятельности органов военного управления и федеральных органов исполнительной власти на всех уровнях по поддержанию войск (сил) в боеготовом и боеспособном состоянии, мониторинга выполнения гособоронзаказа, финансового, материально-технического, медицинского, жилищного обеспечения, подготовки кадров, международного военного сотрудничества и других видов деятельности.

Новизна, по словам Герасимова, состоит в создании от федерального до местного уровня «стволовой» структуры непрерывного мониторинга, оперативного анализа обстановки и подготовки предложений руководству по организации выполнения первоочередных мероприятий при возникновении нештатных или кризисных ситуаций.

Далее Герасимов пояснил принцип работы Центра на примере подсистемы мониторинга выполнения гособоронзаказа. По его словам, все мероприятия от выявления потребности в конкретном типе вооружения до серийной поставки образцов в войска (силы) и ввода их в эксплуатацию «увязаны в единый процесс». На каждом уровне управления до соединения включительно дежурные смены Национального центра осуществляют круглосуточный контроль изготовления вооружения, создания соответствующей инфраструктуры в воинских частях, подготовки запасов материальных средств, формирования и обучения персонала для их эксплуатации. Фиксируются отклонения от графиков, анализируются их причины, выдаются рекомендации и предложения для корректировки.

Начальнику Генштаба дежурный генерал докладывает до 20 – 25 раз в сутки с выводами и обоснованными Фото www.osp.ruпредложениями, особенно при отклонении при решении каких то вопросов. Герасимов принимает решение сам или информирует Министра обороны для утверждения предложений. По словам Герасимова, наличие такой структуры сводит к минимуму время принятия решений для адекватного реагирования на ситуацию. «Созданный механизм позволяет в кратчайшие сроки включить в совместную работу органы военного управления, исполнительной власти и местного самоуправления для выполнения принятых решений», - считает он.

Согласно Плана обороны государства 52 федеральных органа исполнительной власти и 3 организации (государственных корпорации) имеют свои задачи в области обороны в мирное и военное время. От эффективности решения ими любых вопросов зависит итог выполнения масштабных комплексных мероприятий. Для координации их усилий при решении задач в области обороны и предназначен Национальный центр.

Центр не подменяет или дублирует функции штабов и органов военного управления и решает задачи непрерывного цикла при информационном обмене и взаимодействии со всеми заинтересованными структурами. При этом на всех уровнях постоянно поддерживается обобщенная и актуализированная информация о составе, состоянии, характере действий войск (сил), их обеспеченности и степени готовности к решению задач.

Фото im.kommersant.ruКроме того, Национальный центр управления и его структуры на местах обеспечивают штабы и органы военного управления необходимой информацией для текущего и перспективного планирования, подготовки и принятия решений, их доведение до войск (сил) и контроль исполнения. При этом структура оперативных дежурных смен, содержание работы Центра при переводе с мирного на военное время не меняются. Меняется объем информации, интенсивность ее обработки и подготовки необходимых материалов для доклада при сохранении наработанных и отлаженных взаимосвязей и алгоритмов деятельности.

С созданием Национального центра обеспечено целенаправленное преобразование системы управления Вооруженными Силами, достигнут новый уровень управления всеми видами деятельности ВС РФ и их взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти в повседневной деятельности и в ходе ведения военных действий. Наличие Национального центра управления обороной РФ является дополнительным фактором сдерживания агрессии против России.

В завершение Герасимов отметил, что Национальный центр представляет собой «мощнейший, самодостаточный механизм» из профессионально подготовленных оперативных дежурных смен на всех уровнях управления от тактического до стратегического, которые несут круглосуточное боевое дежурство в специально оборудованных помещениях, оснащенных самыми современными средствами связи и автоматизации. Они осуществляют мониторинг всех направлений деятельности внутри ВС и в рамках всей военной организации Российской Федерации по реализации Плана обороны государства.

Работа оперативных дежурных смен состоит в непрерывном сборе и анализе информации, подготовке выводов и предложений руководству, а также координации и контроле выполнения всех мероприятий, проводимых в Минобороны и государстве в целом по вопросам обороны.

 

Анатолий Соколов