Модели перспективного атомного эсминца, авианосца и большой десантного вертолетоносца стали главными сенсациями экспозиции российских моряков на форуме Армия-2015. Без какой бы то помпы, присутствия первых лиц государства, командование ВМФ России сдернуло покрывало с давно волнующей темы - планов долгосрочной программы военного кораблестроения до 2050 года. И даже не смотря на то, что расстояние в 35 лет кажется огромным, именно на форуме, корабли будущего стали практически осязаемыми.

Остров в океане

 

Авианосцы в море поодиночке не ходят. Это прописная истина для всех моряков.

Первым, что в глаза бросается, огромная модель перспективного авианосца проекта 23650Э. Его водоизмещение будет 100 тыс. тонн. Длина 300, а ширина 40 метров. Даже в виде модели, корабль дает полное представление о том, куда держит путь конструкторская мыль -  практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба.

Вместо массивной, ее еще называют островной надстройки, как на единственном находящемся в составе российского ВМФ авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» - вышки управления. Это не только экономит место на палубе, но и по логике должно снизить радиозаметность корабля в море.

Сама палуба также имеет отличия: на ней две взлетно-посадочные полосы - «большая» и «поменьше». Одна, «классическая» с «трамплином», вторая - плоская, как на американских авианосцах. А еще - закрепленные на корме и в носовой части самолеты и вертолеты - как минимум, пяти разных типов. Их явно больше, чем можно увидеть на палубе единственного стоящего на вооружении нашего авианесущего крейсера или переоборудованного для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья».

Даже беглый взгляд на модели самолетов дает представление, какие именно машины планируется разместить на перспективном авианосце. Это палубные истребители Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (АВАКС), предположительно, Як-44Э - их, как объяснили «Росинформбюро» представители ВМФ предполагается поднимать в воздух по укороченной палубе с помощью электромагнитной катапульты.

Разработанный в Крыловском научном центре концепт нового многофункционального авианосца, по словам руководителя авторской группы Валентина Белоненко, предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов. А сам корпус корабля  оптимизирован таким образом, что сопротивление воды снизилось на 20 процентов. Уже одно это - существенная экономия энергетики, возможность увеличения скорости и автономности. На таком авианосце, дал понять Валентин Белоненко, возможен взлет самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм. Для самолетов предусмотрены не только трамплины, но и катапульта. А под взлетной палубой и в оптимизированных надстройках - новейшие комбинированные энергоустановки - атомные.

 

Один в поле не воин

 

Авианосцы в море поодиночке не ходят. Это прописная истина для всех моряков. Поэтому, рядом с авианосцем будущего стоит «концепт» перспективного атомного эсминца 23560Э. Водоизмещение 17, 5 тыс. Как и у авианосца длина 200, а ширина 20 метров.  В отличие от авианосца у него уже есть имя собственное - «Лидер». Корабль выполнен в рамках концепции «Стелс»: рубленные линии корпуса, надстроек, все вооружение убрано внутрь. По словам замминистра обороны Юрия Борисова, благодаря атомной энергетической установки корабль сможет обеспечить постоянное присутствие российского флота в Мировом океане. Сегодня такой корабль в составе ВМФ только один - тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Автономность семейства эсминцев типа «Лидер» будет скованна только физическими возможностями экипажей.

Главком ВМФ адмирал Виктор Чирков, закладка головного эсминца запланирована на 2016 год, причем военные готовы заказать серию из 6 кораблей. Новые эсминцы будут оснащены элементами противоракетной и противокосмической обороны и станут «опорными точками в мировом океане». По словам главкома, «Лидер» станет универсальным кораблем способным заметить сразу три класса кораблей в составе ВМФ России:  собственно, эсминцы, большие противолодочные корабли (БПК) и, возможно, ракетные крейсера проекта 1144 типа «Орлан». Как признались офицеры флота присутствующие на экспозиции ВМФ на Армия-2015, «Лидер» меньше кораблей 1144 проекта, но при этом несет, куда большее количество вооружения.

Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера», вероятно, будет представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут».

«Это платформа для 60 крылатых ракет, а не 24 как у атомного ракетного крейсера «Петр Великий» (проект 1144), - уточнил один из представителей ВМФ. - Все ракеты: и крылатые, и зенитные будут спрятаны в шахтах. Для всех них предполагается вертикальный страт». 

Предположительно, новый эсминец сможет развивать скорость до 30 узлов, его вооружение должно быть сопоставимо с американскими ракетными короблями типа «Арли Берк». Судя по макету, он получить от 2-х до 4-х пусковых установок «Калибр» с ПКР «Калибр-НК» и «Оникс» дальностью действия более 300 км. Зенитное ракетное вооружение дальней зоны может быть представлено корабельным вариантом комплекса С-500 «Прометей» с двумя пусковыми установками (испытания элементов сухопутной версии системы начались в 2013 году).

Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера», вероятно, будет представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой (АФАР). На корабли могут быть установлены и по 2 боевых модуля корабельных версий ЗРПК «Панцирь-М». Наконец, «Лидеры» получат и универсальные артиллерийские установки А-192 калибра 130 мм.

Как говорят моряки, частично новое вооружение «Лидера» будет «обкатано» на новых кораблях для ВМФ России, в частности, фрегатах проекта 22350. Перспективный российский эсминец также планируется оснастить двумя шеститрубными торпедными аппаратами СМ-588 калибра 324 мм комплекса «Пакет-НК». Корабль получит и посадочную площадку с ангаром для 2-х палубных вертолётов типа Ка-32. Впрочем, после отказа Франции поставить России большие десантные вертолетоносцы типа «Мистраль», на корабле могут быть размещены ударные вертолеты Ка-52К «Катран».

 

Французский реверанс

 

«Благодаря французам мы создали уникальный вертолет для ВМФ, - признался «Росинформбюро» генеральный конструктор ОАО «Камов» Сергей Михеев, его можно разместить на любом корабле флота».

«Катран» не просто «адаптирован» к базированию на кораблях ВМФ. Для этого на вертолете установлено укороченное крыло, система складывания лопастей и система кондиционирования воздуха, предназначенная для использования во влажной морской атмосфере. Главное его «Ноу-Хау» в бортовой радиолокационной станции которая позволяет ему применять противокорабельные ракеты Х-31 и Х-35. Этот факт делает Ка-52К абсолютно уникальной боевой машиной. Дело в том, что эти противокорабельные крылатые ракеты до последнего времени могли использоваться только с самолетов Су-30 и МиГ-29К. То есть, «Камовская» машина, признанная «летающим танком» на суше становиться настоящим истребителем кораблей на море. По словам Сергея Михеева, машина поднимает до двух ракет. Но...и это только начало...

Российская промышленность приобрела полезный опыт при строительстве кормовых частей для «Мистралей» - основных, с точки зрения базирования и развертывания вертолетной группировки.

Проект перспективного большого десантного вертолетоносца сам по себе сенсация - не было у нас таких кораблей. Поэтому, хотели купить во Франции. Теперь он есть. И свой. Похож на «Мистраль». Но лучше. Советник генерального директора Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге - организации, без научного заключения которой ни один проект в российском кораблестроении никогда не будет воплощен в металле, Валерий Половинкин говорит, что  у российских конструкторов «есть достаточно серьезные проработки по универсальному десантному кораблю нового поколения». Российская промышленность приобрела полезный опыт при строительстве кормовых частей для «Мистралей» - основных, с точки зрения базирования и развертывания вертолетной группировки.

Эту же версию подтверждают и офицеры ВМФ на форуме Армия-2015. По их словам, перспективный вертолетоносец - «почти» «Мистраль», но более функционален. На нем базируется такое же, как у «француза» количество вертолетов Ка-32 и Ка-52К «Катран», есть подъемные краны для выгрузки техники из трюма, собственное вооружение для защиты.

«У России появились геополитические амбиции, - заверил «Росинформбюро» бывший 1-й замглавкома ВМФ Игорь Касатонов. - Об этом свидетельствует текущая кораблестроительная программа. Концепции новых кораблей. Все это говорит, что в перспективе у страны будет полноценный авианосный флот».

Дмитрий Литовкин