Юрий Невзоров, генеральный директор ОАО «МНИРТИ» в эксклюзивном интервью для "Росинформбюро" рассказал журналисту Илье Доронову о сотрудничестве с Минобороны, создании новых беспилотных систем, а также о самых актуальных потребностях российской армии.

 - Расскажите, что вы представляете на форуме "Армия-2015"?

- На «Армии-2015» мы представляем две инициативные разработки. Это летающая лаборатория «Шмель» и макет самолета на воздушной подушке «Чипок».

- Давайте начнем со «Шмеля». В чем он представляет интерес для посетителей?

- Учитывая, что на сегодняшний день у силовых ведомств в новых беспилотных системах, возникла необходимость бортовой радиоэлектронной аппаратуры для установки, модификации или отработки новых беспилотных изделий, поэтому для того, чтобы можно было адекватно отработать параметры оборудования, необходимо, чтобы в процессе эксплуатации рядом находился человек. Была сделала пилотируемая лаборатория, в которой на сегодняшний день есть возможность управления как с НПО, так и пилотом из кабины самолета. Он может управлять им, может контролировать работу бортовой аппаратуры, может просто контролировать, когда она будет управляться с земли, и тогда он будет работать в нормальном беспилотном режиме.

- Сколько примерно этих «Шмелей» выпущено?

- На сегодняшний день подготовлено три экземпляра. В обще порядке мы выпустили их 6 штук: это инициативная разработка, она делается в порядке опыта эксплуатации.

-Какие-то итоги уже можно подводить? Вы довольны?

- На сегодняшний день те задачи, которые мы перед ней ставили в рамках научно-исследовательских работ министерства обороны, она полностью себя оправдывает.

- Про «Чирок» расскажите, пожалуйста.

- «Чирок» - уникальная разработка. На сегодняшний день реализована система взлета на воздушной подушке. У самолета размах крыльев 10 метров, взлетный вес порядка 800кг, из них порядка 400 – полезные нагрузки. Его мы разрабатываем как в пилотируемом варианте, таки в беспилотном. В рамках разработки этого аппарата было зарегистрировано 8 мировых ноу-хау, начиная от воздушной подушки, которая убирается в воздухе, заканчивая материалами, которые использованы для его разработки. Этот полностью композитный аппарат будет представлен в своем летающем образце на МАКСе – 2015.

- А для чего было решено делать его на воздушной подушке?

- Уникальность этого аппарата заключается в том, что не нужна влетно-посадочная полоса. 25-метровой площадки достаточно для его взлета, после чего он набирает высоту, и ямы и деревья уже не представляют препятствия.

-Есть ли мировые аналоги?

- Поставить самолет на воздушную подушку пытаются с 30-х годов, но на сегодняшний день прямого аналога этому самолеты нет. Все самолеты, которые на сегодняшний день существуют, это самолеты, которые не имеют возможности сдуть воздушную подушку и имеют серьезные нарушения в аэродинамике. Применения, кроме как патрульного или развлекательного самолета, у него нет.

- А здесь какие цели у него?

- «Чирок» предполагается нами как пилотируемый аппарат для целей мониторинга поверхностей, так и беспилотный аппарат, который может использоваться как самолет разведки, самолет ударный. С учетом свободной энергетической мощности может использоваться как самолет радиоэлектронного противодействия. Крылья выполняют фактически функцию стабилизатора, у него большой объем свободного месте в фюзеляже самолета. С учетом того, что беспилотный самолет делается из стеклопластика, он радиопрозрачен. Это не мешает работе радиоаппаратуры.

 - Когда мы увидим его в армии?

- Это инициативная разработка, соответственно, по результату проведения летных испытаний они будут предложены на государственные испытания. Если Министерство обороны сочтет необходимым, то в течение трех лет можно будет ожидать заказа от Министерства обороны.

- И «Шмель», и «Чирок» - инициативные разработки. Означает ли это, что сейчас наша армия снова имеет потребность в новых технологиях?

- Армия всегда стремится получать новые технологии. Это абсолютно естественный процесс.

- До этого был провал. Сейчас мы из него выбрались?

- Провал в большей степени был экономический, поэтому некоторые цели и задачи ставились на становление экономики, чем на обороноспособность страны. На сегодня задачи обороноспособности страны стоят на первом уровне, поэтому это естественно.