«В уничтожении бандформирований наряду с оперативно-тактической авиацией, действующей с аэродрома Хмеймим, дополнительно с российской территории привлечены самолеты Ту-160 (5 ед.), Ту-95МС (6 ед.), Ту-22М3 (14 ед) Дальней авиации, - сообщил министр обороны Сергей Шойгу. - Сегодня с 5.00 до 5.30 утра по московскому времени 12 дальними бомбардировщиками Ту-22М3 нанесены удары по объектам террористической организации ИГИЛ в провинциях Ракка и Дейр-эз-Зор. Один из ударов осуществлен в ночное время, второй выполняется в настоящий момент. В ходе выполнения ударов самолеты Ту-22М3 за один вылет, продолжавшийся 5 часов 20 минут, преодолели расстояние 4510 км, а Ту-160 и ТУ-95МС находились в воздухе 8 часов 20 минут и 9 часов 30 минут соответственно, протяженность маршрута составила 6566 км…», - добавил он.

Помимо стратегических бомбардировщиков, к удару по боевикам ИГИЛ была привлечена авиационная группировка, размещенная на аэродроме Хмеймим в провинции Латакия: 4 фронтовых бомбардировщика Су-34, 12 Су-24М, 12 штурмовиков Су-25СМ, 4 многоцелевых истребителя Су-30СМ, 12 вертолетов Ми-24 и 4 Ми-8. Прикрытие авиационной ударной группы обеспечивали 4 истребителя Су-27СМ. все это позволило Минобороны заявить о том, что удар носил массированный характер. И в общем-то немеет аналогов в истории современных ВВС России.

 

Стратегическое превосходство

 

В системе ядерного сдерживания стратегическая авиация – главный резерв верховного главнокомандующего. В структуре ответно-встречного ядерного удара стратегической авиации отводилась второстепенная роль: после удара РВСН и стратегических атомных подводных лодок Военно-морского флота произвести, образно говоря, «контрольный» выстрел по оставшимся непораженными целям на территории вероятного противника. Ради этого еще несколько лет назад эти самолеты несли постоянное боевое дежурство в нейтральных водах СССР и России, готовые в любой момент выпустить десятки ядерных крылатых ракет Х-55. Однако в современной системе Воздушно-космических сил России стратеги  могут применяться не только для нанесения ракетно-ядерных, но и «точечных» ударов с использованием обычных не ядерных боеприпасов. Собственно в ходе операции ВКС в Сирии это и было впервые продемонстрированно.

Возможность применения стратегической авиации в ходе локальных конфликтов стало результатом принятой в 2007 году программы глубокой модернизации парка бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. В ее рамках каждая из 66 машин получала новые системы управления, навигации и прицельные комплексы. В результате это позволило применять не только ядерные ракеты Х-55, но и ее новую модификацию – неядерную ракету Х-555, а так же любые другие высокоточные бомбовые и ракетные комплексы. По словам командующего Дальней авиацией Анатолия Жихарева, в 2015 году будут модернизированы 6 стратегических бомбардировщиков Ту-160 и доведет количество Ту-95МС в строю до 43 единиц. Модернизация призвана продлить срок эксплуатации самолётов до 2025 года. Ту-95 принят на вооружение в 1957 году. Всего было выпущено 64 машины. Ту-95МС считается основой воздушных стратегических сил России.

«Сейчас подходят к завершению опытно-конструкторские работы по модернизации Ту-95МС, которые проводит петербургский научно-технический центр «Заслон» под руководством ОАО «Туполев», - сообщил источник в авиастроительной отрасли. В ОАК пояснили, что «общая стратегическая цель модернизации - довести срок службы до 40–45 лет с момента производства». Однако, по словам источника в «Туполеве», это не предел - Ту-95 могут успешно использоваться до 2040-х годов.

Машины, о которых говорит Жихарев - 43 единицы - это модернизированные Ту-95МС до версии Ту-95МСМ. процесс омоложение «ветерана» касается радиоэлектронного оборудования, прицельно-навигационных комплексов, которые позволит использовать новые стратегические крылатые ракеты Х-101 и Х-555. От своих предшественниц, они отличаются повышенной дальностью полета и неядерным оснащением.

Появление в составе вооружения Ту-95МС иТу-160 нестратегической ракеты серьезно повысило боевой потенциал бомбардировщика. По некоторым данным, дальность полета Х-555 составляет около 3,5 тысяч километров. Х-555 может быть оснащена разными типами БЧ: осколочно-фугасной, проникающей или кассетной с разными типами элементов. В полете ракета не только меняет высоту, но может лететь и над поверхностью Земли, огибая рельеф. Она неуязвима не только для уже стоящих на боевом дежурстве зенитно-ракетных комплексов, но и для еще только создающейся американской системы НПРО. На цель ракету направляет головка самонаведения, получающая данные как с собственной оптико-электронной, так и с многоканальной спутниковой системы навигации ГЛОНАСС. Точность попадания плюс-минус несколько сантиметров. Стратегический бомбардировщик может доставить такую ракету практически в любую точку мира. Взлетев с аэродрома Энгельс под Саратовом, наши «стратеги» легко долетают до побережья США, Великобритании, могут внезапно оказаться в Индийском океане или у берегов Австралии.

 

Война в реальном времени

 

Вся операция в Сирии буквально по «кадрам» документируется Минобороны России. Вот и состоявшаяся операция, была скрупулезно отснята военными операторами и выложена в свободный доступ на сайт военного ведомства.

На кадрах из видео запечатлен процесс загрузки в фюзеляжный отсек бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3 осколочно-фугасных авиационных бомб ОФАБ-250-270, предназначаемых для поражения объектов, техники и живой силы противника при бомбометании с высот от 500 до 16000 м.

По данным ТАСС-ДИФЕНС, самолеты Ту-22М3, действовавшие с аэродрома Моздок, могли выполнить боевую задачу в Сирии лишь с нормальной боевой нагрузкой, ограничиваемой 12 тоннами. Типовая нагрузка летательного аппарата этого типа составляет 69 авиабомб ОФАБ-250, находящихся не только в фюзеляжном отсеке, но и на 4 девятизамковых балочных держателях  МБДЗ-У9-502. Однако, судя по кадрам из видеозаписи, Ту-22М3 несли ОФАБ-250-270 лишь в фюзеляжном отсеке - 33 бомбы. В таком случае масса боевой нагрузки составляла практически 9 тонн.

Не исключено, что часть самолетов могли быть оснащены и более тяжелыми боеприпасами - фугасными авиационными бомбами ФАБ-1500. На кадрах видно, как самолет Ту-22М3 производит сброс одиночного боеприпаса, по своим габаритам превосходящего бомбы калибров 250 и 500 кг. Бомбардировщики-ракетоносцы этого типа могут нести в качестве типовой нагрузки 8 ФАБ-1500. Данные боеприпасы самолеты могут сбрасывать в широком диапазоне высот вплоть до 10000 м, вес боевой части составляет 675 кг.

Любопытно, что на видеосъемке ударов стратегических ракетоносцев по объектам ИГИЛ предоставленных Минобороны России, военные как бы ненароком показали еще один секрет дальней авиации – новейшую крылатую ракету Х-101. Согласно наиболее распространенным оценкам, новая Х-101 по сравнению с предыдущей Х-55 и Х-555 стала крупнее и тяжелее. Стартовая масса новой ракеты оценивается в 2400 килограмм, 400 из которых приходятся на боевую часть. Длина ракеты - около 7,5 метра, размах раскладываемого крыла не превышает 4,5-5 метров. Диаметр корпуса, предположительно, остался на уровне габаритов ракеты Х-55 - около 0,75-0,8 метра. Исходя из информации о том, что Х-101 считается дальнейшим развитием проекта ракеты Х-55, можно сделать выводы о типе ее силовой установки. Вероятно, это выдвигаемый в полете турбореактивный двигатель. Такая силовая установка позволит ракете лететь с крейсерской скоростью на уровне 700 до 1000 километров в час. Согласно имеющимся сведениям, ракеты Х-101 смогут поражать цели на дальностях около 5000 километров от точки пуска.

Точные данные о типе системы наведения ракеты нет. Несколько лет назад в средствах массовой информации появились сведения, согласно которым Х-101 оснащена некой оптико-электронной системой коррекции траектории с телевизионным наведением на последних этапах полета. Однако специалисты считают, что на машине используется инерциальная система наведения, а также аппаратура для радиолокационной или телевизионной коррекции на конечном участке полета. Интересны имеющиеся данные о точности новой ракеты. Согласно отечественным источникам, круговое вероятное отклонение Х-101 находится в пределах 10-20 метров. По данным агентства Jane’s, этот параметр не превышает 6-10 метров.

 

Достанем всех

 

О нанесении ударов было заблаговременно информировано командование военно-воздушных сил США и других стран коалиции, уточнил в ходе совещания Валерий Герасимов. «В соответствии с протоколами

Несколько лет назад в средствах массовой информации появились сведения, согласно которым Х-101 оснащена некой оптико-электронной системой коррекции траектории с телевизионным наведением на последних этапах полета.

безопасности, согласованными в октябре 2015 года, РФ заранее уведомила нас об этих авиаударах через координационный центр воздушных операций в Катаре», - подтвердила представитель минобороны США Мишель Балданза. Подтвердив агентству Reuters, что применение российских ракет носила «значительный харакетер».

Симптоматично, что удар российских ВКС последовал сразу же после заявления президента Владимира Путина о том, что мы будем искать преступников взорвавших пассажирский авиалайнер рейса А321: «везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем». Карать, как говориться начали безапелляционно и мощно. Ожидается, что самолеты Дальней авиации будут привлекаться для нанесения ударов по объектам террористических группировок в Сирии и в дальнейшем. По словам министра обороны Сергея Шойгу, количество вылетов ВКС будет увеличено в два раза, а удары будут наноситься на всю глубину территории Сирийской Арабской Республики.

 Дмитрий Литовкин