Ту-160 был принят на вооружение в 1986 году. К началу 1994 года было выпущено около 30 самолетов (на начало 1993 года 19 самолетов базировалось на Украине). Blackjack - самый мощный ударный авиационный комплексом в мире предназначенный для поражения ядерным и обычным оружием целей на удалении 12,5 тыс. километров. Создавался как средство поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Благодаря скорости в 2200 км/ч он мог быстро перелететь в любую точку мира, откуда мог бы нанести ракетно-бомбовый удар по территории противника. Причем для прорыва противовоздушной обороны, ухода от истребителей противника Ту-160 может подниматься в ближний космос (экипаж перед вылетом надевает почти такие же скафандры, как у космонавтов), где его «обычный» двухрежимный реактивный двигатель начинает работать уже как ракетный.

На борту Ту-160 могут размещаться крылатые ракеты с ядерными боеголовками или бомбовое вооружение общей массой до 40 тонн. Это стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц) и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы). Для поражения малоразмерных тактических целей самолет может оснащаться корректируемыми авиационными бомбами калибром от 250 до 1500 кг. Все они были созданы под применение с ядерными боевыми частями. Поэтому и сам бомбардировщик, и его ударные средства имеют весьма слабые прицельные комплексы. Ядерной боеголовке промах в несколько километров от цели неважен.

Однако в последнее время требования к самолету существенно изменились. Ту-160 было решено использовать не только как средство ядерного сдерживания вероятного противника, но и как обычный бомбардировщик. В том числе для противодействия террористам. В рамках этой работы машина получила новый прицельный комплекс, новые высокоточные крылатые ракеты большой дальности Х-101 и Х-555.

Х-101 имеет массу 2400 кг, боевая часть - 400 кг. Дальность ее полета - 5500 км. Ракета летит по сложному профилю - постоянно меняя высоту и направление полета от 30 до 6000 метров над землей. Максимальная скорость - 270 метров в секунду - делает ее практически неперехватываемой для средств ПВО-ПРО. Машина оснащена оптоэлектронной системой коррекции траектории полета, а также телевизионной системой наведения на конечном участке полета. Это обеспечивает точность попадания в цель 12-20 м. Х-555 летит на дальность в 2,5 тысячи километров. На цель ее выводит спутниковая система навигации. Для Ту-160 разработаны и новые корректируемые авиабомбы КАБ-1500.

Ту-160 может использоваться не только в качестве бомбардировщика, но и как своеобразная первая ступень для вывода в космос искусственных спутников Земли. Для этого под фюзеляжем ракетоносца подвешивается специальная крылатая ракета «Бурлак», которая позволяет выводить на орбиты высотой 500-700 км спутники массой 300-500 кг с минимальными затратами. 

В настоящее время на вооружении Дальней - стратегической авиации России стоит  16 ракетоносцев Ту-160. По словам главкома ВВС генерала Виктора Бондарева, Минобороны планирует купить не менее 50 новых «Ту», чтобы окупить все затраты на проект.

В чем собственно будет состоять «обновление» «белых лебедей» ни военные, ни промышленность не говорит. Хотя, зная, что в стране начата проработка проекта перспективного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) можно предположить, что «новый» Ту-160 станет полигоном для обкатки технических решений будущего бомбардировщика. Финансирование разработки ведется в рамках Госпрограммы вооружения до 2020 года.

Начало российской программы ПАК ДА стало ответом на начатые еще в 1990-х годах в США проектные исследования, связанные с созданием перспективного авиационного боевого комплекса американской стратегической авиации. Этот самолет предназначен для замены используемых сегодня стратегических бомбардировщиков В-52, В-1 и В-2, полное снятие которых с вооружения должно произойти в 2037 году. Последней программой его развития считается NGB (Next Generation Bomber). Согласно планам, проектирование бомбардировщика продлится до 2015 года и завершится принятием концепции этого самолета. Не позднее 2020 года должен состояться выбор конкретного проекта бомбардировщика, а в 2035 году начато его серийное производство.

Как говорят военные, боевой потенциал Ту-160 используется сегодня лишь на 60 процентов. Американский бомбардировщик В-52, находящийся на вооружении с 1955 года, хотя по форме и устарел, но после ряда модернизаций (полной замены электроники, двигателей, систем вооружения) будет служить еще 40 лет. Видимо в случае с «Белым лебедем» российские конструкторы и военные решили идти тем же путем. Принципиально новый ПАК ДА ждут не раньше следующего десятилетия, а значит, ставку в стратегическом противостоянии с США придется делать на обновленный Blackjack.

Дмитрий Литовкин