Выборы в Госдуму впервые за 13 лет пройдут по смешанной системе: 225 депутатов будут избраны по одномандатным округам, 225 - по партийным спискам. По предварительной оценке ИСЭПИ, 9 партий с «федеральной квалификацией» из 14 в следующем году смогут значительно усилить свою кампанию гарантированным участием в совмещенных выборах в ЗС хотя бы в нескольких крупных регионах. Из новых непарламентских партий лучше других к этому подготовились «Родина» и «Российская партия пенсионеров за справедливость». Активная системная работа в «полях» в прошлом вознаградится во время думской кампании, где они будут иметь преимущество перед другими «малыми» партиями уже к началу агитационного периода. Остальные же  так и не успели «нарастить мускулы» перед тяжелой схваткой. На каком барьере запнулись политические игроки? И есть ли возможность восполнить упущенное?

 

Обошлись без сюрпризов

 

Единый день голосования особых сюрпризов не принес. По итогам выборов 19 единоросов заняли кресла губернаторов, одно досталось представителю ЛДПР и одно (в Иркутской области) все еще делят – кандидатов отправили на второй тур голосования. Коммунисты в губернаторы так и не выбрались, зато прошли во все 11 региональных парламентов и все 23 избираемых населением горсовета региональных центров. «Справедливая Россия» также сосредоточилась на выборах в заксобрания и горсоветы. И лишь двое эсеров на губернаторских выборах в Чувашии и Смоленской области заняли вторые места, набрав, соответственно, 15% и 20%.

Однако согласно докладу ИСЭПИ, на этих выборах  среди непарламентских сил появились «джокеры». Именно они заработали наибольшее количество новых «региональных квалификаций» для следующих выборов в ЗС. Так наибольшего прогресса в 2015 году по количеству новых «региональных квалификаций» добились партия «Родина», «Коммунисты России» и «Российская партия пенсионеров за справедливость».

Примечательно, что за год до федеральной кампании эти основные конкуренты для старейших парламентских партий столкнулись с трудностями регистрации по подписям. У «Родины» зарегистрировали лишь 73% списков из числа тех, за которые собирались подписи. У «Коммунистов России и того меньше - 62%.

«С одной стороны, им не везде хватило ресурсов для качественного сбора подписей одновременно в большом числе территорий. С другой стороны, имевшие место различные трактовки избиркомами и судами субъектов РФ норм федерального законодательства, регламентирующих сбор подписей, позволяют предположить, что в некоторых регионах политическая система благоволит партиям парламентской оппозиции и консервативна в отношении их малых конкурентов», - говорится в докладе ИСЭПИ.

Итем не менее партия "Родина" может похвастаться успешным прохождением избирательного цикла: 422 депутата было избрано в органы местного самоуправления в 19 субъектах Российской Федерации. А 27 списков кандидатов «Родина» уверенно преодолели 5-процентный барьер. Абсолютными лидерами в «списочном зачете» стали региональные отделения в Республике Дагестан, Красноярском и Приморском краях.

«За «Родину» в этом году проголосовали более 200 тысяч избирателей. А всего на выборах 2013-2015 гг. мы заручились поддержкой порядка 1 миллиона наших сограждан.  Партия «Родина» твердо следует мобилизационной предвыборной стратегии. Мы работаем «снизу-вверх», выстраивая базу наших сторонников прежде всего на местах, в народной среде», - говорит депутат Госдумы, лидер партии «Родина» Алексей Журавлев.

Появление на выборах ярких фигур, представляющих непарламентские партии, отметил и президент России Владимир Путин. По его мнению, перед выборами в Госдуму как раз необходимо работать «на консолидацию разных политических сил».

«Прошедшая избирательная кампания еще раз показала, что парламентские партии играют ключевую, системообразующую роль в политической жизни страны. Одновременно все заметнее проявляют себя и непарламентские партии, которые самым активным образом участвовали в выборах на самом разном уровне», - подчеркнул Владимир Путин.

Олег Матвейчев, политолог

Олег Матвейчев, политолог, Я считаю, что те задачи, которые Кремль ставил перед собой на выборах, он разрешил. То есть были достигнуты цели политической реформы. Вопиющих нарушений зафиксировано не было, а конкуренция – она есть везде. Никто не был удивлен тем, что парламентские партии получили хорошие проценты. Что касается непарламентских партий, то тут, если я не ошибаюсь, многие из них получили право учувствовать в выборах в Госдуму. Среди них есть и партия «Родина». Данную партию можно назвать партией номер пять в России. Скажу, что пятерка – это очень хорошая оценка. Я считаю, что все будет в руках «Родины» на госдумских выборах..

 

Путь в Госдуму будет тернист

 

На этих выборах у непарламентских партий был шанс пройти в Госдуму в 2016 году без сбора подписей. Для этого им необходимо было преодолеть 5-процентный барьер в законодательные собрания и горсоветы. Однако «федеральную лицензию» новым политическим игрокам приобрести не удалось. Список из 14 «льготников» остался прежним: парламентские партии, «Яблоко», набравшее 3% голосов на последних думских выборах и 9 партий, имеющие в региональных парламентах хотя бы по одному своему депутату, прошедшему по списку («Коммунисты России», «Родина», «Патриоты России», «Гражданская платформа», «Зеленые», «Правое дело», ПАРНАС, Российская партия пенсионеров и «Гражданская сила»). Тем партиям, которым "федеральную льготу" получить не удалось, на думских выборах, скорее всего, придется примкнуть к коалиции более сильных непарламентских партий.

Как отмечают политологи, «малые партии» к нынешним выборам подошли безответственно: кандидаты десятилетиями не обновляли свою предвыборную программу, а где-то и вовсе регистрировались во все регионы без разбора. По словам Дмитрия Бадовского, доля местных кандидатов, например, у ПАРНАС составляла лишь 20%. Остальные 80% - «московский десант». Здесь, видимо, за пример был взят опыт эсеров, лидер которых украсил своей персоной списки в заксобрания одиннадцати регионов страны. Логично, что за варягов местные голосовать не стали.

Главный недостаток многих «малых» партий – отсутствие всякой системности. Такие не интересны ни электорату, ни СМИ. Согласно рейтингу упоминаний в прессе, по итогам третьего квартала 2014 года часто упоминались лишь «Яблоко», «Родина» и «Гражданская платформа». И если представители «Яблока» и «Гражданской» платформы засветились за счет скандальных и даже уголовных дел, то «Родина» набрала популярность благодаря законодательным инициативам ее лидера Алексея Журавлева.  В числе которых, например, предложение закрыть доступ в органы власти и местного самоуправления людям, имеющим проблемы с психикой; лишать на 20 лет прав водителей, совершивших ДТП в пьяном виде, и другие. Кроме того, СМИ не смогли обойти стороной и деятельность АНО «Евразийская интеграция» в Приднестровье под руководство того же Журавлева. В непризнанной Республике силами АНО намечено строительство 14 социальных объектов, некоторые из которых (детские сады, корпус медицинского факультета) уже переданы на баланс ПМР. Ну и немалую роль здесь сыграла роль партии в судьбе Донбасса, за что, как стало известно накануне, лидер «Родины» и попал в «черный список» Украины.

Тем же «малым» партиям, кто вовремя не смог себя проявить, надеяться придется только на то, что сбудутся пророчества политологов.

Дмитрий Бадовский, политолог

Дмитрий Бадовский, политолог, У нас нет объективных социологических данных о том, какая из «малых» партий сможет преодолеть барьер для прохождения в Думу. Тут доминирует «парламентская четверка», но учитывая, что выборы будут проводиться по смешанной системе, лидеры целого ряда «малых» партий могут победить в одномандатных округах и таким образом, представительство малых партий в Госдуме будет обеспечено.

 

Технологии «электоральной инженерии»

 

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что неактивность «малых» партий на выборах – не всегда стоит ставить в вину кандидатам. Зачастую наиболее конкурентных игроков в нокаут отправляла региональная власть. Если же это не удавалось сделать в период регистрации, позже на подмогу шли суды и местные избиркомы.

Сильных кандидатов «отсеивали» из-за того, что собранные ими подписи не соответствовали данным базы УФМС, в которой, как потом обнаружилось, минимум треть документов не совпадают с реальными паспортными данными населения.

«Кроме того, комиссии иногда, когда случайно, когда тоже допускают ошибки. И когда от УФМС приходит неподтверждение, комиссии используют это как инструмент для отказа. Вообще, создается впечатление, что у нас за регистрацию списков в ту выборную кампанию была ответственна ФМС РФ, а не избирком», - рассказывает лидер партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин.

С такими же проблемами столкнулась «Родина» в половине субъектах, где выдвигала своих кандидатов.

«Сначала были проведены технологии «электоральной инженерии». Зачем проводить нечестные выборы, когда сильных кандидатов до них можно просто не допускать. Подписи есть, а ошибки в них найдутся», - сказал в ходе медиафорума «Регионы России» Алексей Журавлев.

Чего стоит только одна Рязанская область, где партию не допустили до выборов из-за якобы неверного заполнения документов. В графе «имущество» кандидаты ставили прочерк, а надо было писать «отсутствует», утверждали в избиркоме, а затем и в суде. И это далеко от волеизъявления граждан. По словам председателя партии «Родина», чтобы такого не происходило, «необходимо менять законодательство с точки зрения сбора подписей».

 «Мы предлагаем создать унификационные документы, которые будут понятны и прозрачны любому человеку. Пусть ЦИК скажет, вот так выглядит бланк. А то в разных регионах бланки выглядят по-разному», - говорит Алексей Журавлев.

Другим серьезным барьеров на пути к участию в региональных выборах стал муниципальный фильтр. Кандидаты в губернаторы от непарламентских партий («Родина», «Патриоты России» и «Яблоко») не нашли поддержку у местных депутатов.

«Складывается впечатление, что определенные проблемы, которые непарламентские партии испытывают с прохождением «муниципального фильтра» связаны не столько с «административным ресурсом», на который всегда хочется списать любые неудачи и проблемы в избирательном процессе, сколько с тем, что муниципальные депутаты, как правило, принадлежат к наиболее крупным партиям и соблюдают партийную дисциплину. Они просто не готовы поддерживать конкурентов своей партии», - говорит Мария Филь, руководитель Группы исследовательских компаний «НИИ Социологии», кандидат политических наук.

Илья Гращенков, директор Фонда изучения электоральной политики, политолог

Илья Гращенков, директор Фонда изучения электоральной политики, политолог, Несмотря на постоянное желание непарламентских партий войти в политическую систему, возможности этой у них нет, и вряд ли появится. Это связано с тем, что к крупным региональным кампаниям – губернаторским выборам, к заксобраниям – практически невозможно подойти ввиду того, что процесс сбора подписей, прохождение муниципального фильтра, выдвижение списка кандидатов, - все это требует большого финансирования и наличия административного ресурса на местах, которым непарламентские партии не обладают. Говорить о том, что партии могут функционировать на голой идеи и медийной поддержке было бы неправильно. У «Родины» отличная от других малых партий судьба. В 2004 году она себя очень хорошо проявила в электоральном цикле. Возрождение бренда «Родина» связано с личностью вице-премьера Дмитрия Рогозина. В сложившуюся расстановку сил партия вошла неожиданно. Естественно, политические силы, с которыми она пересеклась, сейчас всячески пытаются отбить обратно свой электорат всевозможными способами: войной через избирательные комиссии, которые просят как-то вмешаться в подсчет бюллетеней. Единственный способ оспорить движение партии – это воздействовать на нее формальным способом. У «Родины» на данном этапе практически достигнут потолок электорального влияния. 

В ходе медиафорума «Регионы России» при подведении итогов выборов лидер партии «Родина» предложил создать Клуб конкурентов, члены которого в ходе дискуссии будут вырабатывать единый подход к избирательной кампании.

«Это должна быть многопартийная структура, где все будут собираться и парламентские, и не парламентские партии, где будут дискуссии. Мы должны вырабатывать единый подход к избирательной кампании и избирательному законодательству», - заключил он.

Несомненно, сравнивать активность непарламентских и парламентских партий невозможно – слишком уж разные стартовые позиции, а каков старт, таков и финиш. Малым партиям гораздо сложнее завоевывать избирателя.

По словам ведущего эксперта Центра политических технологий Ростислава Туровского, партии, которые создавались при участии Кремля, не получают должной раскрутки и поддержки, так как могут оттянуть голоса «Единой России».

«Потенциал электоральный могли бы иметь только «Родина» или «Яблоко», но у последней слишком маленькая остаточная поддержка, а «Родину» раскручивать достаточно опасно, поскольку она может помешать ЕР консолидировать вокруг себя электорат», - заключил эксперт.

 Марина Староверкина