Члены Совета Федерации предлагают снизить срок, который заключенный обязан отбыть, чтобы получить право на условно-досрочное освобождение. Как полагают эксперты, подобная инициатива обсуждается не иначе как в связи с нашумевшим выходом из колонии осужденной по делу «Оборонсервиса» Евгении Васильевой.

 

УДО для всех

 

Законопроект содержит массу деталей, однако вкратце суть сводится к следующему: срок, который нужно отбыть, чтобы получить право на УДО, сокращается, кроме того, авторы предлагают автоматически предоставлять УДО женщинам, достигшим 60 лет, и 65-летним мужчинам, а также лицам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей. Новые правила не будут распространяться на осужденных за некоторые виды тяжких и особо тяжких преступлений, в частности преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, распространение наркотиков и терроризм.

Сейчас нарушается один из главных принципов наказания, согласно которому оно должно быть минимально достаточным для исправления осужденного и цели наказания полностью или частично могут быть достигнуты еще до полного его отбытия, считает один из авторов инициативы Константином Добрыниным Добрынин.

«Поэтому институт УДО нуждается в реформировании: статистика по нему отрицательная, механизм применяется недостаточно – число рассмотренных судами в 2013 г. ходатайств об УДО является наименьшим за все время действия Уголовно-процессуального кодекса с 1 июля 2002 г. Плюс высокая коррупциогенность действующей практики применения», – объясняет сенатор.

По его мнению, исправление осужденного не зависит напрямую от длительности нахождения в изоляции. На законопроект есть положительное заключение и замечания от уполномоченного по правам человека Эллы Памфиловой, которая готова помочь доработать законопроект, добавил сенатор.

 

Скандальное дело

 

Члены СФ взялись за реформацию УДО после посещения председателем верхней палаты Валентиной Матвиенко женской колонии год назад, рассказал изданию «Ведомости» руководитель правозащитного проекта «Гулагу.нет» Владимир Осечкин.

«В законопроекте есть хорошие идеи: например, сейчас подать на УДО с тяжким преступлением можно, только отсидев половину срока, они же предлагают уменьшить его до двух пятых. Но, сокращая сроки подачи, они тут же накладывают массу дополнительных условий и лазеек, которые позволяют в УДО отказать, – это результат вмешательства Министерства юстиции и Федеральной службы исполнения наказаний», – полагает правозащитник.

На данный момент УДО – это коррупционный бизнес, яркий пример которого – неправомерное и незаконное освобождение главного фигуранта дела «Оборонсервиса» Евгении Васильевой, считает правозащитник.

«Работает система двойных стандартов: есть випы и все остальные, УДО проводят в ручном режиме и оно зависит от настроения начальника колонии, судьи и прокурора. Человек может быть идеальным работником на промзоне, и колония иногда просто не хочет отдавать таких раньше срока», – подчеркивает Осечкин.

Как отмечают специалисты, велика вероятность, что то, что преподносится нам, как большое благо, на деле окажется лишь очередным миражом.