Как и следовало ожидать, Совет Безопасности (СБ) ООН не принял проект резолюции о создании трибунала для уголовного преследования виновных в авиакатастрофе. Напомним, что резолюция была подготовлена пятью странами (Малайзия, Австралия, Нидерланды, Бельгия и Украина). 

За документ проголосовали 11 стран-членов Совета Безопасности. Ангола, Китай и Венесуэла - воздержались. Воздержавшиеся настаивали на том, что сначала необходимо установить виновных и лишь потом решать вопрос об их привлечении к ответственности. 

 

Один в поле воин

 

Россия же оказалась в полном одиночестве, поскольку она единственная из всех стран реализовала право вето.

Сегодня, 30 июля, российский МИД объяснил, по каким причинам была заблокирована резолюция о трибунале по MH17. Россия планировала предотвратить раскол в СБ ООН и перевести вопрос в конструктивное русло, поэтому не сочла возможным пропустить навязываемое Совбезу политизированное решение. 

Как говорится на сайте МИД РФ, Россия предлагала широко задействовать механизмы ООН для скорейшего завершения полного и прозрачного международного расследования катастрофы «для последующего поиска наиболее подходящей формулы судопроизводства». Но инициаторы заседания не восприняли эту идею всерьез. 

Ранее постпред РФ Виталий Чуркин также заявлял, что необходимо действовать в «духе сотрудничества». По его словам, за продвижением документа стоит «явная попытка создать еще один очаг конфронтации, который мог бы иметь очень далеко идущие последствия для международных отношений».

Ну а в целом, у России были законные основания для того, что заблокировать создание трибунала. Во-первых, он незаконен, поскольку создание международного трибунала в связи с катастрофой «Боинга-777» не подпадает под компетенцию СБ ООН. А во-вторых, Совет Безопасности должен заниматься несколько иными вопросами, которые несут в себе угрозу миру и безопасности. Как верно подметил господин Чуркин, Малайзия и другие страны сами признали, что это уголовное преступление, а Совбез же никогда не принимал решений по расследованию уголовных преступлений. За примером далеко ходить не надо. Вспомним, прецеденты с ликвидацией других авиалайнеров: иранского, сбитого в 1988 году американскими вооруженными силами, а также российского, сбитого в 2001 году украинскими войсками. Ведь тогда никакого трибунала по расследованию названных инцидентов создано не было. Почему вдруг в этот раз правила должны меняться...

 

В поисках виновного

 

Напомним, что 17 июля прошлого года, в разгар конфликта между украинскими военными и ополченцами, в Донецкой области разбился малазийский «Боинг-777», вылетевший из Амстердама в Куала-Лумпур. Жертвами крушения стали почти триста пассажиров и членов экипажа. Среди погибших - граждане десяти государств. Вот уже год мировая общественность выясняет, кто же виноват в крушении лайнера. За это время было предложено несколько версий произошедшей катастрофы.

В итоге наиболее вероятными сочли три варианта: уничтожение самолета неустановленным (предположительно – украинским) истребителем ракетой «воздух – воздух», уничтожение гражданского лайнера ракетой «земля – воздух», выпущенной украинскими военными, ракетой «земля – воздух», выпущенной донецкими ополченцами. Однако, по мнению мировой общественности, ни одна из этих версий пока так и не нашла своего подтверждения.

Окончательные данные о причинах крушения малайзийского «Боинга» на Украине будут обнародованы в конце августа.

 Алиса Ермакова