«Черная дыра», «мягкое подбрюшье Европы»,  «пороховой погреб Европы», как только не называют Балканский регион.  Недобрую славу «порохового погреба Европы» Балканы приобрели еще два века назад. Регион держит в напряжении Евросоюз, прежде всего, из-за своего географического положения: это как морские, так и сухопутные границы между Европой и остальным миром, включающие в себя мусульманские и арабские страны, Ближний Восток и Северную Африку.  Балканский регион - пограничная застава, откуда Европа ожидает еще много неприятных сюрпризов. И именно его решила посетить с официальным визитом Ангела Меркель. Сербия, Албания, Босния и Герцеговина – таков маршрут  канцлера Германии на 8-10 июля.

 

Разные страны – одни проблемы

 

Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Албания, Косово и Македония, - все эти регионы объединяют  массовая безработица, высокий уровень коррупции и непреодолимое желание войти в Евросоюз. Впрочем, перед своей поездкой Ангела Меркель отметила, что перспективы членства в ЕС имеются.

Примечательно, что прогресс наметился как раз на фоне нынешней напряженности между Москвой и Западом.  Еще год назад берлинская газета taz подметила, что Западные Балканы со своими зловещими призраками прошлого являются "небольшим, второстепенным, но уязвимым участком фронта", где России и США, по сути, терять нечего, а вот Европе - очень даже.

Цель визит канцлера – образцово-показательная демонстрация важности Балкан для Германии и Европы в целом. Кроме того, есть опасность, что вся Юго-Восточная Европа в связи с кризисом в Греции может начать представляться инвесторам "зоной турбулентности". Меркель может развеять подобные опасения. Так, в Белграде вот уже несколько недель идут дискуссии о том, даст ли Меркель "зеленый свет" началу переговоров о вступлении Сербии в ЕС.

 

На длинном поводке

 

Хотите в Евросоюз  - забудьте о собственных интересах. Если в двух словах, то именно к этому и сводится политика Германии в последний год.  Если государства-кандидаты хотят, чтобы их приняли в ЕС, они обязаны поддержать антироссийские санкции, согласиться с обвинениями в отношении РФ в украинском вопросе  и обеспечить строительство альтернативного газопровода в Европу, заявила Ангела Меркель после референдума в Крыму.

А ведь еще недавно такие страны как Сербия, Черногория, Болгария были на стороне России. Однако сейчас заявления их представителей власти уже не носят однозначно положительных оценок. Так в мае премьер-министр Сербии Ивица Дачич заявил, что страна действительно хочет стать членом единой Европы, но при этом она останется другом России. Впрочем, наш министр Сергей Лавров оценил такой подход как соответствующий современным реалиям.

 Он назвал заявление коллеги «настоящим общеевропейским подходом», имея в виду, что не должно быть противопоставления «или — или».

«Сейчас многие исповедуют старый подход, выражающийся в том, что или мы дружим с вами и не общаемся с ними, или наоборот. Но вот Сербия хочет дружить с Россией и в то же время быть членом Евросоюза. Очень взвешенное и грамотное решение», - сказал он.

Когда европейские страны начали вводить антироссийские санкции, к ним подключилась и Черногория. Дружественное балканское государство свои действия объяснило так:  «Мы вас любим, но очень хотим в НАТО».

«Если бы мы этого не сделали, если бы мы были безразличны к этим решениям, то несомненно, что наш путь к ЕС бы замедлился, и была бы исключена возможность приглашения в НАТО в Уэльсе», - извиняясь, сказал тогда президент Черногории Филип Вуянович.

Что ж, план удался, и теперь Черногория станет зоной противостояния России и НАТО. Мотивы республики были просты.

«Черногория — единственное ненатовское звено в цепи натовских стран, все наши соседи по Адриатике — члены НАТО, и иного пути обеспечения безопасности у нас нет», — пояснил Мonavista.ru источник в правительственных кругах Черногории.

Он добавил, что «членство в НАТО — самая надежная гарантия для инвесторов, от которых мы сильно зависим».

Заложницей охладившихся отношения между Россией и Западом стала и Болгария.

«Европейский союз и США сейчас стоят на позиции того, чтобы всячески Болгарию развернуть в свою сторону и прекратить любые контакты с Россией. Этим летом, чтобы сломить премьер-министра Болгарии Пламена Орешарски в его намерениях построить "Южный поток", приехали американские сенаторы, члены европейского парламента, комиссии и других органов. Требованиями, резолюциями, личными разговорами, они стремились как можно четче сказать, что строить "Южный поток" не надо», - рассказывает сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Екатерина Шумитская.

И если в политическом спектре граждане Болгарии настроены  по отношению к России недружелюбно, то в быту все наоборот. Еще бы, ведь на нашем брате держится весь туризм и рынок недвижимости.

На протяжении последних шести лет россияне лидировали в приобретении отпускной недвижимости в Болгарии, причем пик сделок по купле-продаже пришелся на 2011 и 2012  годы. Теперь же наметился резкий спад. За последний год количество сделок сократилось на 33%.

Удивительнее всего то, что и сербы, и черногорцы помнят, как летчики из США и Германии в 1999 г. уничтожали Союзную Республику Югославия (тогда это была Сербия и Черногория). Народ видит, что сделали США с Косово, как сейчас живут в Боснии и Герцеговине. Сербы прекрасно понимают, кто в ЕС и США "разыграл украинскую карту". Но все это они готовы забыть, лишь бы попасть в Евросоюз.

 Марина Староверкина