Российская продукция мало-помалу покидает полки украинских магазинов. Торговые сети вынуждены просить поставщиков привозить товар исключительно со своих европейских заводов, а также стараются заменить товары из России местными аналогами. А всему виной - начавшийся еще в прошлом году бойкот российских товаров.

 

Сознательный выбор

 

Еще два-три года назад в сетях «Пакко Холдинга» при ассортименте 15 тыс. наименований было представлено около 2–3 тыс. наименований российских товаров – сегодня их число сократилось до 200–300. По словам генерального директора «Пакко Холдинга» Олега Мерченко, международные компании с пониманием отнеслись к просьбе поставлять товары не с российских, а с других заводов своих групп. «Большая часть пошла на уступки. Например, жевательная резинка Orbit, которая продается в наших магазинах, производится в Польше», — заметил он. Директор компании «Metro Cash & Carry Украина» Мартин Шумахер подтверждает, что покупатели стараются заменить российскую продукцию зарубежными аналогами и многие поставщики сознательно отказываются от товаров из России.

Подобная тенденция обусловлена несколькими факторами – во-первых, политическая напряженность между Россией и Украиной после перехода Крыма в состав РФ, а также события в Донбассе по-прежнему болезненно воспринимаются значительной частью населения, что активно поддерживается и подогревается властями. Верховная рада Украины и местные советы нескольких городов признали Россию страной-агрессором, что спровоцировало рост радикальных настроений. Ну а тут последовал небольшой «толчок в правильном направлении» - украинцам массово раздавали листовки с подробной инструкцией, как правильно выбирать продукцию в магазине, чтобы случайно не поддержать российского производителя. Листовки раздавали посетителям крупных торговых центров, супермаркетов, раскладывали под стекло автомобилистам на парковках, кроме того, в интернете можно найти ряд инструктирующих видеороликов.

 

Эффект бабочки

 

По данным Государственной фискальной службы, если в 2013 году на Украину из России были ввезены товары на сумму $23 млрд, то в 2014 году вдвое меньше — $11,2 млрд, а за четыре месяца текущего года в страну импортировано продукции всего лишь на $2,1 млрд, что позволяет предсказать дальнейшее сокращение показателей. Причем, спасти ситуацию не могут и ухищрения торговых сетей – акции, скидки и выгодные предложения.

Российские власти уже выразили озабоченность дискриминацией российских товаров на Украине, однако, учитывая отсутствие каких-либо официальных документов и распоряжений, трудно предпринять адекватные меры. Впрочем, пока рано говорить об убытках, поскольку обе страны, и Россия, и Украина, пытаются извлечь выгоду из сложившихся ситуаций – нарастить собственные мощности. Правда, шансов у Украины не так уж много, особенно учитывая недавний мораторий на выплату долгов, равноценный признанию страны банкротом.   

 

Руслан Бортник, директор Украинского Института анализа и менеджмента политики

Руслан Бортник, директор Украинского Института анализа и менеджмента политики, К сожалению, мы наблюдаем перманентную, постоянную торгово-экономическую войну, которая длится, начиная не с майдана, а уже лет пять, если не больше. Раньше в этом направлении были задействованы и энергоносители, и сыры, каких только категорий не было. После майдана эта война еще больше обострилась. Результатом стало падение товарооборота между Украиной и Россией за прошлый год на 50%, Украина потеряла рынок России и СНГ стоимостью более $7 млрд. Их запреты выглядят подчисткой хвостов тех направлений, где торговля между нашими странами еще сохраняется. Я не исключаю, что если политические условия не поменяются, не будет найден компромисс, отношения не восстановятся в каком-то нормальном диапазоне, то, скорее всего, товарооборот будет сокращаться, а список санкционных запрещенных товаров будет дополнен и всеми остальными позициями, которые торгуются между нашими странами..

 

  Ника Бажанова