Минобороны намерено создать новый вид Вооруженных сил России - Воздушно-космические силы путем объединения ВВС, ПВО и войск Воздушно-космической обороны (ВВКО). Об этом в начале текущего сентября сообщили СМИ со ссылкой на неназванный, но информированный источник в военном ведомстве. По его словам, «необходимые решения о создании нового вида Вооруженных сил приняты» и в ближайшее время об этом «будет объявлено официально».

Подобная информация циркулировала в СМИ еще в мае 2014 г. Однако тогда Минобороны ее опровергло и назвало «информационной «уткой».Фото rusvesna.su

В результате реформирования ВВС теряют нынешний статус, а в составе российских Вооруженных сил будет три вида войск с соответствующими главными командованиями - Сухопутных войск, Военно-морского флота и Воздушно-космических сил (ВКС). По словам источника, новый вид войск будет формироваться поэтапно в течение нескольких лет.

В составе ВКС предполагается наличие ряда систем - разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, поражения и подавления сил и средств воздушно-космического нападения (СВКН) противника, управления и всестороннего обеспечения.

Главнокомандующим нового вида войск предполагается назначить одного из командующих ныне действующих военных округов, которые являются оперативно-стратегическими территориальными объединениями вооруженных сил РФ. По данным источника, им может стать командующий войсками Центрального военного округа (ЦВО) генерал-полковник Владимир Зарудницкий.

Вероятность создания ВКС в некоторой степени подтверждает мнение первого замминистра обороны РФ Аркадий Бахин. Фото itar-tass.comгенерала армии Аркадия Бахина, которое он высказал в ходе военно-исторической конференции 8 декабря. По его словам, «ведущие государства делают главную ставку на завоевание господства в воздухе и космосе, проведение в самом начале войны массированных воздушно-космических операций с нанесением ударов по стратегическим и жизненно важным объектам по всей глубине страны».

Бахин отметил, что в современных условиях и ближайшей перспективе основные опасности для РФ с точки зрения потенциально возможных направлений нанесения ударов будут представлять «средства воздушно-космического нападения». При этом «степень самих угроз России в воздушно-космической сфере будет неуклонно возрастать». Поэтому необходима «интеграция и модернизация всех сил и средств воздушно-космической обороны».

Вопрос «насколько целесообразно и обосновано создание ВКС, как нового вида войск?» был задан «Росинформбюро» четырем известным военным экспертам.

 Виктор Баранец

Виктор Баранец. Фото fedpress.ruПолковник в отставке, военный обозреватель газеты «Комсомольская правда» поддерживает такое решение и обосновывает это следующими причинами.

- Несмотря на призывы России, Америка продолжает милитаризировать космос и наращивает здесь свои усилия. В американской доктрине мгновенного глобального удара основным ударным компонентом являются средства поражения космического базирования. У нас же сегодня сложилась ситуация, когда ответственность за воздушное пространство несут одни, а за космическое – другие.

Однако пока никаких конкретных решений по исправлению такой ситуации нет. Но всем известно, что даже рынком, где продаются различные продукты, управляет один директор. Создание ВКС считаю крайне необходимым. По моему мнению, ВВС, ПВО и ВКО должны иметь единого военачальника, которым должен быть главком ВВС, а его заместителями - командующие ПВО и ВКО.

 Александр Владимиров

Александр Владимиров. Фото www.rv.ruПрезидент коллегии военных экспертов России, высказался в поддержку такого решения.

- Это неизбежно и полезно, потому что все военное управление основано на принципах концентрации и централизации. Но при создании ВКС нельзя допустить доминирования космической компоненты над авиацией и ракетными войсками. Создания ВКС своевременно и этого бояться не надо.

Сегодня необходима концентрация усилий и выбор правильного направления.Без космической компоненты, где мы потеряли свой приоритет, любая война невозможна. В настоящее время США в использовании космического пространства, особенно сухопутными войсками, превосходит нас.

Но оно же является для них и зоной уязвимости. Поэтому мы должны уделять особое внимание космическому пространству, в котором за прошедшие годы много потеряли.

 Анатолий Цыганок

Анатолий Цыганок. Фото common.regnum.ruРуководитель центра военного прогнозирования, член-корреспондент военных наук считает, что существующая система отвечает нынешним требованиям, а создание ВКС будет целесообразно через 10-15 лет.

- В намерении создания нового вида войск я усматриваю чье-то желание сменить должность. Нынешнее состояние ВВС и ПВО считаю лучшим вариантом, при котором существует четкое разграничение по задачам и зонам проведения совместных операций.

Существующая система более «земная», а создание нового вида войск будет оправдано не ранее, чем через 10-15 лет. Это обусловлено необходимостью подготовки специалистов и четким обоснованием целесообразности создания новых сил. Создание ВКС не приведет и к улучшению общей системы управления.

 Константин Сивков

Константин Сивков. Фото www.metronews.ruПрезидент академии геополитических наук считает создание нового вида войск сегодня непродуманным и необоснованным решением, которое, скорее всего, будет носить политический характер.

- Такое решение считаю необоснованным. Нынешняя ситуация сродни той, которая была накануне объединения ВВС и ПВО, только намного более острая. Различные виды и формирования войск объединяются в единый организм в случае их близости по оперативному предназначению, сфере применения и ведения боевых действий, а также материально-техническому обеспечению.

Характер задач существующих ВКО во многом отличаются от задач, стоящих перед войсками ПВО и по целому ряду параметров они не могут интегрироваться в единый вид войск. Это все равно, что попытаться скрестить ужа и ежа. Я считаю это неправильным и не взвешенным подходом.

Такая поляризация мнений специалистов говорит о том, что создание Воздушно-космических сил и структурирование российских Вооруженных сил по средам возможных боевых действий требует продуманного и глубоко обоснованного решения.

Проблема есть и Россия должна учитывать будущие угрозы и вызовы. Но в основе должно лежать требование безусловного обеспечения безопасности России при эффективном использовании выделенных на это средств.

 

Анатолий Соколов