Спустя год законодательные органы власти все-таки пришли к окончательному выводу о том, что наказание для нетрезвых водителей должно быть ужесточено.

 

Пока гром не грянет

 

Накануне Комитет по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал Госдуме принять во втором чтении законопроект, предполагающий новое существенное ужесточение наказаний для водителей: за езду в пьяном виде будет предусмотрена уголовная ответственность. Ожидается, что Госдума рассмотрит данный законопроект во втором чтении в начале июля.

Одной из самых резонансных стала авария на Минской улице в сентябре 2012 года. Тогда пьяный водитель сбил насмерть семь человек.

Несмотря на то, что поводов для ужесточения наказания для пьяных водителей за все это время было масса, законопроект, принятый Госдумой в первом чтении еще в марте 2013 года, все дорабатывался и дорабатывался. Одним из самых громких случаев стала резонансная авария на Минской улице в сентябре 2012 года. Тогда пьяный водитель Александр Максимов сбил насмерть семь человек.

В настоящее время для нетрезвых водителей действует довольно демократическая система наказания: за вождение в пьяном виде им грозит только административная ответственность, а именно лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет. Точно такое же наказание ждет водителей за отказ от медицинского освидетельствования.

 

Что ожидает нетрезвых водителей после принятия поправок к закону?

 

Для начала депутаты предлагают изменить статью 264 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». В случаях, если нетрезвая езда привела к ДТП, в котором погибли люди, будет установлен минимальный срок лишения свободы – два года – это если погиб один человек. Если же погибли двое и больше - четыре года. По мнению инициаторов законопроекта, в наши дни суды нередко, пользуясь отсутствием минимальной планки, назначают за это условное наказание. 

 Как рассказал «Росинформбюро» эксперт инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Алексей Захаров, такие меры смогут лишь крайне незначительно понизить коэффициент числа нетрезвых водителей.

«Все люди, которые изучали историю юриспруденции, знают, что повышение жесткости наказания никогда не дает снижения уровня преступности. Снижение уровня преступности дает лишь неотвратимость наказания! До тех пор, пока остановленный сотрудниками ГИБДД нетрезвый водитель будет иметь возможность откупиться и спокойно ехать дальше, никакие нововведенные меры ужесточения действовать не будут. Об этом также свидетельствует система исполнения наказаний», - пояснил эксперт.

За повторное вождение в нетрезвом виде и повторный отказ от медосвидетельствования предлагается заменить административную ответственность на уголовную. Так, в УК РФ депутаты предлагают ввести новую статью «Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию». За сам факт управления автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или отказ от медосвидетельствования предусматривается штраф от 200 до 300 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же период. Все санкции сопровождаются запретом «занимать определенные должности на срок до 3 лет». При этом повторным нарушением будет считаться нарушение, совершенное в течение года после возврата удостоверения. Также уголовным преступлением станет и повторный отказ от медицинского освидетельствования.

Однако и тут есть свои лазейки. Так, в тексте пояснительной записки к документу есть одно примечание о том, кто будет признаваться лицом, находящимся в состоянии опьянения. По мнению парламентариев, им должен признаваться водитель, в выдыхаемом воздухе которого обнаружено более 0,16 мг этилового спирта. 

По мнению некоторых экспертов, возвращение в российское законодательство минимальной допустимой нормы алкоголя для водителей на уровне 0,35 промилле в крови и 0,16 промилле в выдыхаемом ими воздухе не имеет здравого смысла. Дело в том, что в России европейский подход не работает, и работать не будет никогда. Человек по природе подвержен соблазнам, а если небольшое содержание алкоголя в крови у водителя допустимо по закону, то у него может возникнуть желание немножко выпить, совсем чуть-чуть, например, бокал вина или стакан пива. Тем более, что допустимую дозу спиртного можно легко рассчитать с помощью специального калькулятора в сети Интернет.

 

Понятой - а зачем он?

 

Как отмечает «Коммерсантъ», в ходе разработки названного законопроекта планировалось также внести масштабные поправки к КоАП, но уже не связанные с ездой в пьяном виде. Среди таких изменений выделяется отказ от обеспечительной меры - снятие номеров.

Только за прошлый год по сравнению с 2012 годом по вине пьяных водителей было совершено ДТП на 5,7% больше.

Напомним, что сейчас эта норма применяется, к примеру, за слишком сильную тонировку или езду с просроченным полисом ОСАГО.

Наряду с этим депутаты также планировали отказаться от услуг понятых при освидетельствовании на состояние опьянения, но лишь в том случае, если весь процесс снимается на видео. Представляется, что в этом случае будут нарушены личные права граждан, поскольку камера никак не может зафиксировать запах алкоголя изо рта.

Стоит напомнить, что изменения в законодательстве, учитывающие погрешности алкотестера, начали действовать с 1 сентября 2013 года. Однако только за прошлый год,  по данным ГИБДД, количество ДТП по сравнению с 2012 годом по вине пьяных водителей было совершено на 5,7% больше. При этом количество погибших выросло на 10%. Количество скрывшихся с места ДТП увеличилось на 18,3 %. Все эти цифры говорят о том, что законодательные нормы, разрешающие водителям небольшое количество промилле в крови, были преждевременными. Помогут ли вносимые поправки «отрезвить» водителей будет зависеть только от способности органов госавтоинспекции предупреждать и выявлять употребление алкоголя за рулем.

Алиса Ермакова