Встреча министра обороны Сергея Шойгу с более чем 300 студентами из 14 российских ВУЗов состоялась 18 декабря в Московском авиационном технологическом институте (МАТИ). За 1,2 часа министр ответил на 26 вопросов, которые были связаны с порядком прохождения военной службы студентами.

 

В своем вступительном слове Шойгу сказал:

 

– Вы все слышали о том, что президент большое внимание уделяет росту обороноспособности нашей страны. И, в частности, на изменениях в призыве на военную службу, и вообще службы студентов. Несколько цифр. Ежегодно высшее образование у нас получает 532 тыс. молодых людей, это только мужского пола. Из них призывается на службу около 10%, в лучшем случае – 11%, которые идут защищать Родину. Кто-то из них продолжает службу. Мы хотели бы разобраться, почему это происходит, исправить то, что можно исправить. Сделать так, чтобы в конечном итоге наше общество вышло на понимание и восприятие того, что не служить в армии неприлично. Вот такая наша задача. Она сложна в исполнении, но мы считаем, что в состоянии ее выполнить вместе с вами, если пойдем по этому пути обдуманно и энергично.

Именно поэтому мы находимся сегодня здесь, в стенах вашего замечательного учебного заведения. До этого у нас была встреча с ректорами ведущих вузов нашей страны и эту практику мы продолжим. На следующей неделе у нас состоится встреча со 140 ректорами, которые входят в совет ректоров нашей страны и обсудим то, что успеем к тому времени наработать.

В нашей стране действует 72 военных кафедры, на которых готовятся будущие лейтенанты. Цикл подготовки разный. В основном он заключается в том, что 2 года вы посещаете военную кафедру, а по ее окончанию проходите 2 месяца полевые сборы и получаете звание лейтенанта. Сегодняшняя техника предполагает вопрос, если мы может в таком цикле и в таком режиме подготовить лейтенанта, то почему в таком же режиме не можем подготовить рядового резервиста? Ответ естественный – конечно, можем. Если подойдем к этому очень продуманно и, самое главное, с желанием, то здесь мы увидим очень много положительного и для нашей страны, и для нашей армии, и для каждого из вас.

Мы не стояли на месте все это время и вот что мы успели сделать.  В этом году мы пошли навстречу спортивной общественности и создали спортивные роты. Из них в олимпийской сборной сегодня отобрано 32 человека, которые будут участвовать в зимних Олимпийских играх в Сочи в 2014 г. Кроме этого в спортивных ротах служит более 70 членов сборной страны по разным видам спорта.

Далее, мы пошли навстречу талантливым ребятам и организовали научные роты. Сегодня их четыре и в дальнейшем мы предполагаем, расширять наше взаимодействие с вузовской наукой и увеличивать их количество по необходимости. А такая необходимость сегодня есть. Мы видим хороший результат. Сегодня в научные роты, что для нас совершенно новое явление, мы отбираем одного человека из 15 кандидатов на место. И отбор был довольно жесткий, но и результат нас вполне удовлетворяет. За первые 4 месяца службы поданы 3 заявки на изобретения, более 40 рационализаторских предложений и более 40 научных публикаций.

И это все рядовые научных рот. Из всего набора примерно 70% ребят изъявили желание продолжить службу в армии. Мы конечно смотрим на то, чтобы они смогли продолжить свою научную работу и работу по внедрению в практику своих предложений. Мы уже сегодня получили довольно солидный объем материалов в части материаловедения, диагностики и систем управления. Все это уже внедряется в жизнь.

Мы вводим в строй большое количество объектов. Так, строятся космодромы Плесецк и Восточный. Первый частью уже действует и в ближайшее время предполагаем завершить его строительство. И туда нам необходимо много хороших специалистов, специалистов с хорошим образованием.

Мы предлагаем сегодня создать систему вузовской подготовки резерва по сценарию подготовки лейтенантов, но в усеченном варианте. В течение 2 лет студент проходит теорию и по окончанию вуза после бакалавриата, между или после магистратуры 3 месячные сборы в наших учебных лагерях и частях. После этого студент получает военно-учетную специальность, военный билет и диплом. Именно в такой последовательности. Время прохождения сборов обсуждаемо.

Фото: А. СоколовКакие здесь плюсы, и какие минусы. Первый и основной для нас – это огромный объем работы, который необходимо выполнить. Это приведение в соответствие с современными требованиями всей нашей полигонной базы, которая в течение 3 месяцев должна обеспечить подготовку резервистов. Несколько слов о резервистах. Армия становится все более профессиональной. С каждым годом количество профессионалов в армии будет расти, а количество призывников сокращаться. В конечном итоге останется только та часть, которая нам необходима для подготовки мобилизационного резерва, на случай, не приведи господи, войны. И мы рассчитываем, что за 2 года теории и 3 месяцев полевых сборов, при вашем могучем желании мы сможем подготовить действующий резерв. Плюсов, конечно, гораздо больше. Здесь и прохождение службы в своих коллективах, и получение вами настоящей военной специальности. Мы готовы за эти месяцы в интенсивном темпе преподать вам все необходимое для получения полноценного военного билета, что позволит вам считать себя человеком, выполнившим свой гражданский конституционный долг.


Готов ответить на все ваши вопросы.

 

– Будет ли срок обучения на военной кафедре, в случае отчисления из ВУЗа, засчитан в срок прохождения воинской службы? 

– Нет, не будет. У нас сегодня окопы копать не надо, этим занимаются машины. Нам сегодня необходимо обслуживать сложные системы и технику, нам сегодня нужны специалисты, которые в состоянии на этой технике работать. Нужны специалисты для систем управления и связи, водители, механики. Крайне необходимы специалисты по линии медицины. Только в этом году необходимо создать 16 медицинских рот.

 

- Какие льготы будут предоставляться выпускникам после прохождения военных сборов? 

Главная льгота – отсутствие белого билета, а военный билет и военно-учетная специальность. И вам не надо будет прятаться по болотам до 27 лет, чтобы получить потом полную отсрочку. И вам не надо будет иметь двоих и троих детей, хотя в принципе это хорошо. У каждого свое и давайте не будем переходить грань. Поверьте, для нас это серьезный шаг навстречу всем вам. И мы очень хотим, чтобы вы восприняли это действительно как хорошую возможность для того, чтобы никуда не бегать, а спокойно учиться, не отрываясь от учебного процесса пройти три месяца сборов. А мы для этого создадим достойные учебные центры, в т.ч. при наших высших учебных заведениях.

Теоретическую подготовку вы будете проходить один день в неделю, это не так сложно. После этого 3 месяца сформированными коллективами пройдете учебные сборы. Частей, полигонов и техники для этого у нас хватит. И поверьте, мы постараемся для этого сделать все, чтобы условия были человеческими. Но при этом, конечно, будем требовать полной отдачи. Нам в год надо набирать в резерв от 80 до 100 тыс. человек.

И еще одно. Согласитесь, это не здорово для нашей страны, когда после получения высшего образования около 10-12% выпускников это «простой».

Поэтому про льготы я бы здесь не говорил. Кстати, если кто-то подумает продлить службу, никаких препятствий для этого нет. Есть учебные центры, где можно пройти дополнительные курсы и, имея высшее образование получить званием лейтенанта. У нас сегодня офицеры получают гораздо больше, чем на гражданке, или как это называется, в среднем про промышленности, или в среднем по регионам. Офицеры в звании от майора до полковника в среднем получают более 60 тыс. руб. в месяц. Это притом, что одеваем, обуваем и обеспечиваем квартирой. А от лейтенанта до майора - от 50 до 60 тыс. руб., где-то в этом коридоре. Вы пойдите на гражданку, найдите такую работу сегодня!

 

Пояснения Николая Панкова: Если вы внимательно следите за российским законодательством, то, несомненно, заметили и обратили внимание, на то, что с первого января этого года вступил в силу федеральный закон. Он вводит не льготы, а конкретные ограничения для зачисления в федеральный кадровый резерв, поступление на государственную службу для тех, кто не отслужил военную службу по призыву. И вообще, сегодня государственные и частные работодатели обращают на это самое серьезное внимание. Вот это, мне кажется, тоже относится к разряду льгот и преференций.

 

– Имеет ли право студент выбирать специальность при прохождении службы и обязательно ли она будет связана со специальностью, полученной в вузе?

– Конечно, студент может выбирать свою будущую специальность, но скорей всего она будет определяться специальностью, полученной в вузе. Мы постараемся максимально приблизить военную специальность к вашей будущей профессии, мы в этом заинтересованы. Ну, а что касается учебных заведений, в которых вы учитесь, там все определяется планами и программами. Это касается многих вузов, особенно технических. Там у нас подходы в части техники более серьезные, что обусловлено сложными военными системами, системами зенитно-ракетных комплексов, космическими и многими другими вещами.

 

– Все ли студенты вузов будут иметь возможность поступить на военную кафедру и пройти военные сборы?

– Если такое решение будет принято, а мы постараемся вместе с вами, чтобы оно было принято, чтобы все студенты имели такую возможность. Конечно, за исключением тех, кто не имеет такой возможности по состоянию здоровья, или по другим уважительным причинам.

 

– Армия является важнейшим социальным институтом, который наравне со школой и семьей, специализирует человека. Армия очень многому учит, взаимовыручке, чувству локтя. Только в армии человек может проникнуться чувством патриотизма. Таким образом, эти 60 тыс. человек, которые не попадают в армию, этого будут лишены. Попросту говоря, их специализация будет не окончательная. Мало того, что армия теряет 60 тыс. человек, по большому счету Россия теряет целое поколение. Вот в чем вопрос.

– Согласен с вами. Поверьте мне, что это большой-большой вопрос. Есть студенты, которые жили в «общаге» и те, которые не жили. Разница есть? Есть. Тот, кто жил в «общаге» имеет железную волю, более самостоятельный, и более уверенный в себе человек. Тоже самое и в воинской службе. Что касается патриотического воспитания, то она только агиткой, плакатом не прививается, а прививается именно отношением общества к тем, кто служит. Так же, как и отношением общества к тем, кто должен служить, но не служит.

Вы посмотрите, за последние годы у нас появилось огромное количество литературы, как «откосить» от армии, как подать в суд на начальника, на офицера. Ну и масса подобной литературы по другим вопросам. Более того, стали выступать отдельные, не буду называть их фамилии, «пассажиры», вернее граждане, которые стали кичиться тем, что сумели «откосить», сумели уйти от службы. Началось это с нагнетания того, что армия у нас это ужас, армия – это хуже тюрьмы, армия – это то место, куда провожают со слезами, с плачем, лежа посреди дороги и т.д.

Конечно, что-то было. Наша страна прошла за эти 20 лет очень тяжелый и очень сложный путь. Это исторически короткий отрезок, но очень тяжелый. Было здесь все. Сегодня вы видите, что мы стараемся сделать все для того, чтобы служить было достойно, престижно, чтобы сама служба не была унизительной. И время сегодня другое, третье тысячелетие, уже надо про многие вещи забывать. Вы следите за нашими действиями по улучшению быта офицеров и рядовых. Мы тоже делаем определенные выводы, задаем себе определенные вопросы.

Например, почему человек придя на службу, мылся один раз в семь дней? И то, когда его поведут строем. Совершенно не понятно. Я спрашиваю у боевых, воевавших офицеров, что должен преодолеть солдат, чтобы пройти из казармы до чайной? Ведь пока идет он три раза может на гауптвахту попасть, либо будет плац мести, либо еще что-нибудь… Вытрясут из тебя все, куда идешь, зачем идешь, почему идешь, а когда придешь уже тебе ни чаю не хочется, ни общения … Значит этими солдатскими чайными затыкают необходимый атрибут военной части. Она вроде, как и есть, а вроде как особенно и не нужна. А как пообщаться с земляками? Простейшие вещи.

А вопрос портянок, о котором мы в начале года заговорили? Какой тут шум поднялся. А чего особенного в том, что мы решили отменить портянки в армии? Я вам расскажу о влиянии интернета на портянки. В Подмосковье есть одна часть, приехал я туда, беседую с молодыми призывниками. Прошу показать, во что обуты, во что одеты, что важно зимой. Построили молодых, только призванных ребят. Стоят одетые, носочки шерстяные, все как положено, не в сапогах естественно, а в хороших ботинках, берцах. У одного мальчишки 18 лет, только призванного, не после института, спрашиваю, ну как, все нормально? Он, видимо начитавшись в интернете, говорит - товарищ министр, а портяночки то поудобней будут. Хорошо, договорились, командир выдал ему портянки и сапоги. А парень портянки то использовать не умеет, вот и получилось – «поудобней». Потом командиры предложили, давайте все-таки позволим ему выдать носки и ботинки, пусть как все ходит. Но печальную фотографию он маме отправить успел.

Тут ведь если оставить портянки, конечно сапоги для них будут удобней. Но мы ведь с вами современные люди. Поэтому давайте шагать вместе со временем. А портянок у нас на 5 млн. человек, если есть желание, можем отправить. Мы их сейчас на мишени тратим.

 

– Я студент 3 курса, собираюсь в магистратуру. Успею ли я попасть в эту программу?

Я думаю, что успеете. Во всяком случае, мы постараемся сделать так, чтобы Вы успели. Нам для этого необходимо внести некоторые изменения в законы, надо принять несколько постановлений Правительства, а самое главное – подготовить все для того чтобы перейти на такую систему призыва студентов.

 

– На сегодняшний день призыв начинается от 18 до 27 лет. Но, как человек прошедший воинскую службу, у меня сохранилось свое мнение по поводу призыва в армию. Как Вы смотрите на то, чтобы воинскую службу по призыву начать в 16 лет? (смех в зале).

– Резко отрицательно, потому что хотелось бы, чтобы все-таки школу заканчивали, которую как раз и заканчивают в 16 лет. Я не представляю себе такое … Вспомните себя в 16 лет.

 

Если студент по состоянию здоровья не годен к службе в армии, будет ли он впоследствии призван на службу?

– Ну конечно нет. Но при его желании каждый конкретный случай будет рассматриваться отдельно. Так, например, по зрению, есть возможность предоставлять пройти службу в научно-исследовательских институтах.

 

Что будет, если студент не пройдет итоговую аттестацию?

– Если он не пройдет итоговую аттестацию в течение 3 месяцев, он будет служить год. По-моему, все по честному. Справедливо, правда?

 

После успешного завершения вуза, могу ли я пойти служить по контракту?

– Конечно. Когда вы заканчиваете? (смех в зале) Конечно можете. Более того, у вас хорошие перспективы с высшим образованием получить звание младшего лейтенанта, а при дальнейшем продолжении обучения в наших вузах и более высокие звания.

 

Могу ли я после окончания военной кафедры продолжить обучение в вузах Минобороны?

– Естественно. Но надо иметь в виду, что у нас сейчас с каждым годом все выше конкурс на поступление в наши высшие учебные заведения, очень высокий. Во-первых, потому что мы продлеваем сроки службы, а во вторых потому, что мы набираем ровно столько, сколько нам необходимо. Набираем под ту технику, которую мы получаем по годам. Сейчас у нас курсанты так и расписаны по годам. Сегодня нам надо серьезно решать кадровую проблему по корабельному и плавсоставу. Так что у вас все впереди. Если у вас есть такое желание, мы конечно с удовольствием пойдем вам навстречу.

 

Что будет, если студент откажется от прохождения военной подготовки в вузе?

– Читайте уголовный кодекс (смех в зале). Что значит откажется? Он гражданин нашей страны. И понимаете, мы же все это делаем, чтобы дать возможность действительно не бегать от службы. А на основании чего он откажется? Если вера не позволяет, пожалуйста, у нас есть другие возможности для таких людей, если здоровье не позволяет, тогда вообще не будет служить. Есть страна, есть законы.

 

Хотелось бы узнать, повлияло ли на желание молодых людей служить, и оправдал ли себя эксперимент с научными ротами и что показали итоги весеннего и осеннего призыва?

– В дополнение к тому, что я сказал раньше, могу добавить, что бы ни у кого никаких сомнений не было, а если есть, то я могу их развеять. Мы создаем научные роты при наших учебно-научных центрах ВВС, ВМФ из тех, кто занимается разного рода специальными проектами. Вот там мы отбираем, и будем отбирать достойных. В Воронеже в нашем учебном центре из 34 ребят научной роты уже 22 человека будут продолжать работу по нашим военно-техническим профессиям. Их никто не заставляет, они ведут очень важные для нас научные работы и сами хотят продолжить эти научные работы и сами их внедрять в практику.

Что касается изменения ситуации по отношению к армии, то действительно она поменялась. В этом году количество уклонистов сократилось более чем на 20%, а это огромная цифра, больше 30 тыс. человек. Если вы заметили, в дни весеннего и осеннего призывов не было, каких то крупных скандалов, мы особенно ни за кем не гонялись. В общем, мы считаем, что те шаги, которые были сделаны по улучшению условий службы в армии, сделаны правильно. Те порядки, которые устанавливаются в армии, начиная с одежды, бытовых условий др. условий, когда 5 дней служат, а 2 дня свободный выход в город, есть возможность по телефону позвонить, правильные. Ситуация меняется и вот даже наше решение, если мы с вами доведем до конца в продуманном виде, оно существенно повлияет и на отношение к армии.

 

Будут ли какие то изменения в порядке отсрочек от службы в армии?

– Я не знаю, тут надо еще хорошо подумать, какую еще придумать отсрочку от службы в армии. У нас их уже сегодня столько, что уже ну просто не знаю. О каком еще порядке можно говорить, у вас есть какие-то идеи на этот счет? У нас народ конечно изобретательный. Мы вместо изобретения каких-то отсрочек лучше займемся вопросами улучшения условий службы.

 

Есть ли вероятность получения направления на военной кафедре либо в отряд спасателей, либо заняться спасательной деятельностью?

– Это вопрос не ко мне, а к министру по чрезвычайным ситуациям. Если говорить про нас, то вы знаете, что у нас возможности службы самые широкие, начиная от горных бригад и кончая частями специального назначения, есть и еще более специальные вещи. Что касается спасателей, мы конечно можем придумать что-нибудь. Но мы пока мы говорим о подготовке резервистов, мы говорим о тех, кто завтра придет служить, мы говорим о тех, кто после прохождения службы раз в 3 года или раз в 4 года будет призываться на неделю или на две.

 

Сегодня существует какое-то несправедливое отношение к офицерам, которые стали ими после окончания военных кафедр. Какие есть перспективы по решению проблемы престижа прохождения службы на военной кафедре?

– Президент нашей страны окончил военную кафедру. То же самое касается премьер-министра, то же самое касается и министра обороны. Какие еще нужны примеры? (аплодисменты в зале) Все зависит от человека, если человек решил посвятить себя какому-то другому ремеслу, какой-то другой деятельности, какой-то другой работе, почему он должен уходить от обучения на военной кафедре? 25 лет тому назад я и предположить не мог, что одену погоны и буду служить. Я занимался своим любимым делом, работал и строил в Сибири, строил много и интересно. И совсем не предполагал, что попаду на эту работу. Но это случилось. Так что студента, прошедшего обучение на военной кафедре и трехмесячные сборы можно сравнить с прошедшим учебное подразделение. А кто служил, то знает, что такое учебка.

 

Поэтому если вы хотите продолжить свою профессию и стать полковником ОМОНа, надо двигаться в этом направлении, заканчивать учебное заведение, дальше служить и добиваться того, что поставил перед собой. Никому нет, каких то ограничений. Единственное ограничение, если закон будет принят, должно быть для тех, кто имел возможность, но не отслужил. Я абсолютно в этом уверен в том, что этот человек должен быть ограничен в продвижении по служебной лестнице на гражданской службе.

 

Известно, что при поступлении на военную кафедры для получения офицерского звания проходить экзамен по физической подготовке. Надо ли ввести такой экзамен при поступлении для получения звания рядового?

– Я считаю, что надо (смех в зале).

 

Не кажется ли вам, что надо ввести определенную квоту на военную кафедру?

– Нет, не кажется. Потому что сегодня происходит интересная вещь. Идут, в основном, в те вузы, где есть военные кафедры. В данном случае мы уравниваем всех в правах. Ведь человек идет учиться той специальности, которую хочет приобрести, а не той, которую дают на военной кафедре. И главное, ему не надо бегать от армии. Вот это вы все должны понять. Мы хотим создать условия, при которых готовится человек, который при необходимости будет защищать Родину с оружием в руках. И делать это будет, обладая достаточными знаниями в этой сфере. А если сегодня мы будем продолжать идти по стезе всех поймать, всех заставить служить, то это будет неправильно.

Мы все должны создать в обществе такую атмосферу, такую среду, когда не служить будет неприлично для любого юноши, мужчины. У нас сегодня уровень образования среди военнослужащих рядового сержантского состава постепенно становится все ниже и ниже. В конце концов ситуация становится очень похожей на высказывание, что у нас действительно рабоче-крестьянская армия, которая имела низкий уровень образования. Но современное оружие сложное и с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Нам не нужны те, кто будет копать окопы, для этого у нас есть специальные машины. Нам не нужны те, кто будет делать блиндажи. Мы отходим от понятия живая сила. Сегодня живая невооруженная сила – это не сила.

Кто такие резервисты в США? Их называют национальной гвардией. Вслушайтесь, национальной гвардией. Это люди, которые отслужили, или проходят специальную подготовку и поступают в резерв, дома имеет форму и когда страна их позовет, они ее одевают и идут выполнять поставленные перед ними задачи. Я таких видел в Афганистане, в Ираке и во многих других местах. Точно так же и у нас. Если завтра Родина окажется в опасности, то кого мы будем призывать? Призывать для того чтобы дать лопату? Но это полная чушь. Сегодня армия моторизирована и нам нужны специалисты, которые на этой технике смогут решать определенные задачи.

 

Я изучаю иностранный язык, хочу пройти военную кафедру, какие у меня перспективы в рамках министерства обороны?

– У вас хорошие перспективы. Потому что у нас огромный объем информации, требующей перевода, нам нужны переводчики. В частности, сейчас мы готовим саперов для работы в Афганистане, и там тоже нужны будут переводчики. Работы для переводчиков у нас много. В том числе мы ведем и большую международную деятельность.

 

– Я служил с одним парнем 26 лет, который не имел высшего образования. Из-за этого его не отпустили в увольнение к приехавшим родителям по причине того, что он не сможет вести себя правильно в увольнении. Объяснили это тем, что имеется такой закон, правда ли это?

– Такого закона нет. Если кто то такое сказал в части, то это самодур. Скажите, что это за часть и когда это было, мы разберемся. Вы уже отслужили, и бояться нечего (смех в зале). Я говорю абсолютно серьезно, такого закона нет. Сегодня любой военнослужащий в субботу и воскресенье может выйти из части абсолютно беспрепятственно.

 

Как сильно сегодня влияние комитета солдатских матерей, могут ли они повлиять на решение командиров частей?

– Сегодня каждый солдат может позвонить домой родителям. У нас много различных организаций, которые тем или иным образом с нами взаимодействуют. Но сегодня мы не будем это обсуждать, сегодня у нас другая тема для обсуждения. Твердо уверен в том, что если ты служишь в армии, ты добровольно принимаешь на себя определенные обязанности и ограничения, которые должен добросовестно исполнять и переносить. Те, кто одел погоны добровольно идет на определенные ограничения, этим мы отличаемся от гражданских людей. Но за это нам дают определенные льготы и определенные условия проживания. Пока они не всегда выполняются, но мы к этому идем и приходим

 

Может ли студент иностранного государства проходить подготовку на военной кафедре?

– Нет.

 

Как скоро обсуждаемая сегодня программа вступит в действие, и сможем ли мы, студенты 4 курса принять в ней участие?

– Мы хотели бы уже 2014 г. запустить пилотные проекты, чтобы в 2015 г. она работала в полном объеме. Нам надо спешить. Для того чтобы она заработала, нам нужна ваша поддержка. Будет ваша поддержка – все будет двигаться энергично, быстро, будут вноситься необходимые правки и корректировки в законы, постановления правительства. Не будет такой поддержки, сложно все это будет двигаться

 

Будет ли вводиться военная кафедра в вузах, где их нет, и будут ли они вводиться во всех вузах, в том числе и частных, или только государственных?

– Вчера мы обсуждали с ректорами этот вопрос и пришли к выводу, что студенты вузов, где нет таких кафедр, могут пройти такую подготовку в соседних вузах, где они есть. Сегодня нам необходимо уже имеющиеся военные кафедры задействовать по полной программе, чтобы они работали 7 дней в неделю и чтобы мы видели получаемый результат. Вот когда мы поймем, что их не хватает, тогда мы, может быть, начнем их расширять, а делать в каждом вузе такую кафедру это будет неправильно. Мы считаем, что студенты всех вузов должны проходить соответствующую подготовку на создаваемых межвузовских военных кафедрах. И ничего страшного не будет, если вы один день в неделю выйдете из стен своего вуза и позанимаетесь на военной кафедре в другом вузе. Во всех негосударственных вузах этого делать не будем, но в тех, кто имеет государственную аккредитацию, думаю что да.

 

Нам надо сдавать экзамены, защищать дипломы, как это все совместить со сборами, когда все это делать?

– Мы предоставим вам право выбирать, либо после бакалавриата, либо после магистратуры, либо в промежутке между ними. Так, многие ребята из казанского университета берут академический отпуск, служат год, потом возвращаются и заканчивают вуз. Я не понимаю такой риторики, когда вы у меня спрашиваете о том, когда служить, и когда учиться. Уже булка есть, уже с маслом, уже банка повидла стоит рядом, что вам, что еще надо, скажите.

Давайте предположим такой вариант. Ничего менять не будем. Все как есть, так и оставим. Вы закончили вуз, получили диплом, и мы вас призвали. Вы год у нас отслужили и все за это время забыли, что такое бакалавриат, магистратура, какие экзамены вы сдавали … Вы забыли все, или почти все. Поверьте мне, что это реально, мы все учились в вузах. Если какой-то короткий период вы не соприкасаетесь с занятиями по вашей будущей профессии, многое теряется, это серьезно.

Мы же сегодня говорим о том, что хотели бы вместе с вами обсудить вопросы как сделать для вас же лучше, послушать ваше мнение, что вас волнует, и только после этого подготовить закон и принять необходимые решения. С нами так не надо разговаривать, мы к вам пришли с очень интересным и добрым намерением. В первую очередь, заботясь о вас, о наших Вооруженных силах и нашей стране. С ректорами этот вопрос обсуждали, они еще его обсудят и потом дадут нам свои предложения.

 

На встрече побывалАнатолий Соколов