Военная операция в Сирии, которую готовят США и их западные союзники, не прошла мимо внимания некоторых отечественных деятелей искусства и литературы. Так, Союз писателей России опубликовал обращение к общественности с характерным заголовком «Зверь должен быть остановлен!».

Вот фрагменты из этого документа:

«Варварское решение НАТО и их союзников подвело мир к той черте противостояния, когда каждый должен определиться, с кем он – с убийцами женщин и детей, палачами, готовыми на любое кровопролитие ради принципов «мировой демократии», либо в рядах тех, кто противостоит убийствам невинных и политическому насилию над народами.

Первая кровь сирийских детей пролита наемниками империализма два года назад и ответственность за нее лежит полностью на странах Англии, США, Израиля, Франции, Турции, на саудитах, катарцах, на их союзниках…

Президенты, короли, королевы и премьеры этих стран, карликовых новообразований арабского мира, выступающие в поддержку кровавого решения – навсегда входят в мировую историю, как фашистские преступники...

Зверь войны не получил достойного отпора и вышел с открытым забралом на тропу войны.

В рассуждениях об экономических выгодах и геополитических интересах наши правители забыли моральную и подлинно общечеловеческую сторону вопроса о судьбе Сирии, как это уже было с Югославией, Ираком и Ливией. Цена такой забывчивости – жизни ни в чем не виновных мирных жителей всего Ближнего Востока и сирийского народа.

Мы призываем всех граждан России по долгу совести и милосердия – принять участие в любых акциях антивоенного протеста во всех городах России и зарубежья, кем бы и под какими политическими знаменами они не проводились».

Не хватает, конечно, привычных оборотов из советского прошлого: «американская военщина», «агрессивный блок НАТО» и т.п.

Не хватает, конечно, привычных оборотов из советского прошлого: «американская военщина», «агрессивный блок НАТО» и т.п. Но в целом – похоже на заявления тех времен, под которыми было написано «ТАСС уполномочен заявить».

Под этим обращением стоит подпись «Пресс-служба Союза писателей России», фамилии художников слова не указаны. Причем надо подчеркнуть, что «Союз писателей России» – это одна из, как минимум, четырех организаций, образовавшихся на месте Союза писателей СССР. Другие пока не высказываются по столь животрепещущему вопросу международной повестки дня.

Почему же против агрессии в Сирии выступил только один из писательских союзов? По просьбе «Росинформбюро» эту коллизию объясняет член правление (секретариата) Союза писателей России, известный прозаик, лауреат многих литературных премий
Захар Прилепин:

 

– Меня, безусловно, волнует это событие. Вот еще одна иллюстрация нашей нынешней глобальной системы, в которой превалирует право силы. Еще раз демонстрируется, как «силы добра» в кавычках, разумеется – действуют по собственному разумению…

Что же касается других союзов писателей, то большинство из них, так или иначе, состоит из писателей условно либерального толка. В свое время они очень сильно переживали такие явления и события как наши танки в Будапеште, в Праге, в Афганистане…

Причем не только тогда, когда танки находились там, но и десять, двадцать, пятьдесят лет спустя. И у них уже выключился переживательный аппарат, они больше не способны проявлять эмоции.

Сегодня, когда не наши танки появляются в Ираке и Афганистане, или когда завтра они могут быть в Сирии, или еще где-то, писатели либерального плана больше не в состоянии из-за этого переживать. Они смирились с этим неизбежным злом.

У таких писателей зла не может быть два, оно может быть только одно, это зло – Советский Союз, и оно – отныне и на века.

У таких писателей зла не может быть два, оно может быть только одно, это зло – Советский Союз, и оно – отныне и на века. Между прочим, российские танки в Чечне или в Грузии – это для них тоже как бы остатки Советского Союза. Ну а все прочее – издержки демократии.

С точки зрения художника, это не совсем правильный подход. С другой стороны, не так уж много художников среди писателей из всех этих Союзов, и за Сирию, и против Сирии.

Мне, например, хотелось бы знать, что думает по этому поводу Евгений Евтушенко. Он же звонил, возмущенный, в Политбюро в 1968 году и требовал вывести танки из Праги. А как он сегодня себя чувствует?

 

Николай Троицкий